Охота

Долговечность лодочных моторов

Содержание

6 лучших лодочных моторов

Многие заядлые охотники и любители рыбалки задаются вопросом, каким мотором лучше оснастить свою лодку. Порой до заветного места необходимо преодолеть достаточно большое расстояние, и лучше это сделать с помощью надежного мотора, не затрачивая силы и время для гребли на веслах.

Лодочный мотор какой фирмы выбрать

Двигатели для малых плавательных средств выпускаются несколькими мировыми брендами.
В России электрические моторы для лодок на сегодняшний день являются большой редкостью. Поэтому рассмотрим линейку наиболее популярных моделей лодочных моторов, работающих на топливе:

TOHATSU

Эта японская фирма в последние годы является самым надежным поставщиком подвесных моторов для лодок, работающих на топливе. Каждый двигатель, перед тем как поступить на торговый рынок, подвергается на заводе специальному тестированию. Моторы Тохацу воплощают в себе удачное сочетание компактности, небольшого веса и высокой мощности.

YAMAHA MOTOR

Крупнейшая среди мировых фирм, занимающихся выпуском лодочных моторов подвесного типа. Японский производитель снискал себе безупречную репутацию.

Качество, надежность, отличные технические характеристики двигателей этой фирмы вне конкуренции. Линейка модельного ряда представлена семью основными типами выпускаемых двигателей.

Помимо этого, заводы корпорации, располагающиеся исключительно на территории Японии, выпускают лодочные моторы свыше двухсот модификаций.

Российскому потребителю наиболее известны двигатели Yamaha четырех основных серий:

HONDA

Моторы этого производителя отличаются соответствием самым высоким требованиям по охране окружающей среды. Для них характерна бесшумная работа при любой скорости. Экономны, благодаря низкому потреблению топлива и отсутствием нерациональных потерь.

Обеспечены системой безопасности, сигнализирующей о давлении масла, перегреве, и прочих критических ситуациях. Четырехтактные моторы Хонда потребляют меньше топлива, чем двухтактные, в два раза.

На сегодняшний день двигатели этой фирмы в России считаются самыми дешевыми среди двигателей подобного типа.

SUZUKI

Двигатели – двух- и четырехтактные – отличаются исключительным качеством. Моторы производятся в Японии, так же, как и исходные материалы и комплектующие. Только несколько моделей — DT2.2, DF4,5,6 – собираются на новом дочернем сборочном предприятии SUZUKI в Таиланде методом отверточной сборки из исходных составляющих, поставляемых из Японии.

MERCURY

Фирма, расположенная в США, производит двигатели для лодок с очень широким диапазоном мощности – от 2,5 до 275 л.с.

Лодочные двигатели Меркурий отличаются надежностью, компактностью, экономичностью, динамичностью и комфортной эксплуатацией.

Продукция рассчитана на самого взыскательного покупателя, как среди любителей, так и профессионалов. Выпускаются моторы двух типов – двух- и четырехтактные.

Для двухтактных характерно идеальное соотношение вес/мощность. В последних моделях MERCURY четырехтактного типа установлена инновационная система электронного впрыскивания топлива.

Этот производитель имеет на территории России развитую сеть технического обслуживания.

лучших лодочных моторов, составленный по отзывам потребителей

При отборе лучших видов двигателей для лодок были учтены следующие характеристики, наиболее часто упоминаемые покупателями и хозяевами лодочных моторов:

Двухтактный двигатель потребляет топлива больше на 20%, чем четырехтактный. Это объясняется принципом работы: отработанная смесь и выхлопные газы вытесняются новой порцией рабочей смеси. Кроме того, в нем предусматривается смешение топлива с маслом, что повышает уровень вредных выбросов.

Однако, благодаря простоте конструкции, двухтактный двигатель легче такого же по мощности четырехтактного почти на 30%, что составляет от 10 до 20 кг. Двухтактный мотор легче в обслуживании, его можно, при имеющемся опыте и запасе деталей, отремонтировать в любых условиях, как говорится, «на ходу».

Четырехтактные двигатели отличает отсутствие вибрации и сниженный по сравнению с двухтактными уровень шума, более экономный расход топлива. При этом необходимо учитывать повышенные требования к качеству самого топлива. Кроме того, недостатком для обывателя является большой вес и усложненная конструкция, требующая специальных навыков для ремонта.

Рекомендации:

Лучшие двухтактные двигатели мощностью 5 л.с

Более широким спросом среди рыбаков и охотников – любителей пользуются лодочные двигатели невысокой мощности – до 5 л.с.

Они просты в эксплуатации; небольшой вес позволяет переносить их без привлечения сторонней помощи; экономны в расходе топлива и имеют сравнительно невысокую стоимость, что является немаловажным фактором при выборе.
Среди двухтактных моторов этой мощности наиболее популярны:

Самый надежный лодочный двигатель

Одноцилиндровый YAMAHA 5CMH заводится с пол-оборота и быстро развивает предельную скорость.

Достоинства:

Минусы:

Эта модель пользуется огромной популярностью у дальневосточников, как самая надежная в тяжелых климатических условиях.

Надежный двигатель с отличной динамикой

TOHATSU M 5B DS – еще один «японец», отличающийся надежностью конструкции при небольшом весе.

Достоинства:

Недостатки:

Оптимальный бюджетный вариант для любителя рыбной ловли в любых водоемах.

Самый легкий двухтактный двигатель

MERCURY 5М — детище американского производителя (компания «Mercury Marine»).

Достоинства:

Недостатки:

Пользуется большой популярностью благодаря внедряемым инновационным решениям.

Лидер по популярности

YAMAHA 15 FMHS – двигатель, набравший наибольшее количество положительных отзывов.

Достоинства:

Недостатки:

Мотор Ямаха 15 FMHS пользуется особой популярностью среди любителей рыбной ловли и дальних путешествий на высоких скоростях.

Сочетание надежности и скорости

TOHATSU M 18E2 S – двухтактный японский двигатель с высококачественным корпусом с антикоррозийной защитой.

Достоинства:

Недостатки:

Мощный надежный двигатель для работы при повышенных нагрузках.

Самый удобный в работе

NISSAN MARINE NS 15 D2 1 – японский двигатель, мощность 15 л.с.

Достоинства:

Недостатки:

Какой мотор лучше купить на свою лодку

Для того, чтоб сделать правильный выбор лодочного мотора из всех известных моделей, необходимо определить, для какого типа судна он предназначается. А также – тип водоема, в котором планируется его эксплуатация. Это связано с тем, что длина дейдвуда, или «ноги» мотора определяется в зависимости от типа, размера и глубины посадки плавательного средства.

1. Если предстоит приобрести мотор для резиновой лодки, то разумным выбором в соотношении цена/качество станет двухтактный двигатель Mercury производства США.

Это отличная бюджетная модель для рыболова-любителя, выбирающегося на рыбалку по выходным. Мощность и надежность этого лодочного мотора позволит совершать небольшие путешествия по рекам и озерам без оглядки на течение. Грамотная эксплуатация и надлежащий уход – гарантия того, что этот двигатель прослужит достаточно длительное время без ремонта.

2. Для малоразмерной или среднеразмерной легкой лодки, предназначенной для частых и дальних поездок, лучше всего приобретать более мощный двухтактный двигатель – оптимальный вариант – 15 л.с. Согласно многочисленным отзывам знатоков, подвесной двухцилиндровый мотор YAMAHA 15FMHS лучше всего отвечает поставленным задачам.

Двигатель Ямаха выгодно отличается особым запасом живучести мотора. По отзывам, даже после пребывания в воде из-за случайного затопления лодки просушенный и почищенный должным образом мотор прослужит еще очень долго.

3. Если мотор предназначается на прогулочный вариант плавательного средства, рассчитанный на дальние переходы с большой нагрузкой, то лучше всего снова выбрать японского производителя — двухтактный YAMAHA 30HWCS.

Высокое качество исходных материалов и сборки выгодно отличает двигатели Ямаха от остальных моделей с такими же техническими характеристиками. Вложенные в покупку двигателя средства окупятся безупречной работой без специального обслуживания в течение нескольких сезонов.

Хочешь получать актуальные рейтинги и советы по выбору? на наш Telegram.

выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник: //vyboroved.ru/avtomoto/588-rejting-luchshikh-lodochnykh-motorov-po-otzyvam-pokupatelej.html

Лодочные моторы — лучших 2018-2019 года

Наконец-то пришла полноценная весна, реки освободились ото льда, а значит, самое время достать рыболовные снасти или просто выехать с родными и близкими в сторону водоема и приятно провести время.

Если подобный вид отдыха больше не рождает в вас радостных эмоций, то самое время его разнообразить и обзавестись моторной лодкой, которая позволит вывести качество досуга на новый уровень. Если с самими лодками все довольно просто, то лодочные моторы – тема для обстоятельного обсуждения.

Наш сегодняшний рейтинг призван помочь вам подобрать оптимальный вариант, которые будет радовать как высоким качеством, так и доступной ценой.

№10 – PATRIOT BM-120

Цена:  10 600 рублейНедорогой и довольно качественный маломощный мотор, произведенный в Китае, но по лицензии американского бренда.

Отлично подходит для маломерных судов, хотя все же нужно понимать, что 2,2 лошадиных силы могут не справится с сильным течением или большим грузом на борту.

Предусмотрена продуманная защита – водяное охлаждение, аварийный выключатель и электронная система зажигания.

Топливный бак очень скромный – 1,2 литра, так что не забывайте держать под рукой канистру с запасом, да и за весла взяться придется не один раз. Зато цена очень демократичная.

№9 – Mikatsu MF2.5FS

Цена: 39 900 рублейОдна из самых дешевых моделей семейства лодочных моторов микатсу, способная немало порадовать отечественного рыбака.

Во-первых, для управления лодкой с таким мотором не нужны права – всего 2,5 лошадиных сил.

Во-вторых, столь скромная мощность не мешает движку показывать стабильную и надежную работу, что в ценовой категории до 1000 долларов – скорее исключение, чем правило.

Расход топлива так же незначительный – около литра в час, но и бак соответствующий – всего 1.2 литра. Для прибрежной рыбалки и одиночных прогулок по водоему – прекрасный вариант, а вот если вы любите отдыхать всей семьей – лучше подыскать что-нибудь более мощное.

№8 – HDX F 5 BMS

Цена: 43 500 рублей

Популярный в наших широтах четырехтактный движок с пятью лошадками под капотом. Очень экономичный и практически бесшумный, HDX F 5 BMS часто приобретается для активной рыбалки на водоемах небольшой площади.

Несмотря на то, что топливный бак вмещает в себя всего 1,3 литра бензина, запас хода у устройства приличный. Три передачи и аварийная остановка помогут управлять лодкой в соответствии с имеющейся ситуацией.

Прибор придется по вкусу тем, кто любит выходить на воду с солидным снаряжением – несмотря на скромную мощность движок вполне способен тянуть на себе даже внушительную загрузку лодки.

Если возникли трудности с выбором модели, читайте нашу статью где мы написали о том как выбрать лодочный мотор.

№7 – Toyama TM5TS

Цена: 49 500 рублейПожалуй, лучший из представленных на рынке двухтактный мотор малой мощности.

Невероятно надежный, этот двигатель является одним из лучших по показателям долговечности и ремонтопригодности из приведенных в нашем топе.

Топливный бак уже вполне взрослый – почти три литра, так что вам не придется каждые несколько сотен метров доставать воронку и пытаться влить смесь бензина и масла на волнах.

Имеется система электронного зажигания и аварийного отключения, но стандартный способ запуска все же ручной. Смешанный тип смазки и водное охлаждение позаботятся о двигателе и не дадут ему захандрить.

№6 – Mercury ME F 5 M

Цена: 61 500 рублей

Лодочные моторы Меркури на протяжении многих лет являются флагманом американской промышленности в данной области и заслужили они свой статус самых лучших по праву.

Топливный бак объемом в крошечный литр – это, конечно, проблема, но решаемая – на данный мотор можно установить дополнительную ёмкость.

Так же можно подключить генератор, что делает движок одним из самых экономичных в своем классе.

Огромный плюс – компактность и мобильность устройства, мотор оснащен удобной ручкой и переносить его гораздо проще, чем многие аналоги. Малая мощность не мешает Mercury ME F 5 M выдавать серьезные 5500 оборотов в минуту, так что встать посреди озера вам на нем не придется.

№5 – Hidea HD9.8FHS

Цена: 64 300 рублейЭта китайская модель была разработана c прицелом на российский безрегистрационный сегмент.

Прочный и надежный, превосходно защищенный от перегрева, этот красавец способен эффективно работать в самых суровых условиях и при любой погоде.

Внешний бак вмещает в себя до 12 литров топлива, даже если вы выжмите ручку в пол, доливать бензин вам придется не раньше чем через два часа безостановочной работы, так что за весла браться не придется.

Мотор компактный и обладает скромным для подобных устройств весом, а значит, его можно без опасений устанавливать на низкие лодки – не утопите. Присутствует возможность регулировки наклона, так что любители мелководья – это ваш вариант.

№4 – Tohatsu M 9.8B S

Цена: 87 900 рублей

Лодочные моторы Тохатсу – синоним надежности. Кто-то предпочитает технику Honda за обилие современных технологий, другие говорят, что лодочные моторы ямаха – немеркнущий идеал, гарантирующий тихую и комфортную работу, но никто не будет спорить с тем, что по ресурсу и долговечность переплюнуть Tohatsu просто невозможно.

К тому же Тохатсу существенно выигрывает у конкурентов в весе, так что если вы не относитесь к категории любителей таскать на себе по 50 килограмм веса, данный вариант вам придется по вкусу. Сбалансированный и простой в эксплуатации, данный движок еще и невероятно экономичен, так что 12-литрового топливного бака хватит на целый день, если обращаться с лодкой аккуратно.

№3 – Mercury ME F 9.9 M

Цена: 130 000 рублейИдеальный для российского рынка мотор, который гарантирует максимальную мощность, доступную без регистрации и уплаты налогов – 9,9 лошадиных сил.

Четырехтактная конструкция обеспечивает высокий ресурс выработки, а в данном случае еще и впечатляющую экономичность.  Бак под бензин вмещает 12 литров, а масляный – 0,8.

Этого должно вполне хватить для путешествий по широким рекам и большим озерам.

Стоит отметить управляемость – многие подобные устройства могут лишь примерно гарантировать поддержание желаемой скорости, но здесь все четко, а также имеется необходимая для контроля за состоянием движка электроника. Хороший, но уже весьма дорогой вариант.

№2 – Honda BF20DK2 SRTU

Цена: 232 000 рублей

Двадцатисильный красавец от Honda, который больше подойдет для выходов в открытое море – жалко держать такого красавца в крошечных границах озер и речушек. Девайс обладает невероятным КПД, а благодаря 5-ступенчатой системе наклона еще и замечательно маневрирует на мелкой воде.

Несмотря на невероятное качество исполнения и множество фишек, аппарат совсем неприхотлив в вопросе топлива, так что не обязательно использовать в расчетах трат на его содержание 98-ю марку бензина. Генератор на 12А, идущий в комплекте, позволит вам и вовсе отказаться от бензина, если вы, например, отрицательно относитесь к вредным выбросам в окружающую среду.

№1 – SUZUKI DF90ATL

Цена: 578 000 рублей

Возглавляет наш сегодняшний рейтинг мощнейших движок на 90 лошадиных сил от легендарного бренда. Лодочные моторы Suzuki всегда были выбором тех, кто любит вступать в борьбу со стихией и побеждать. Даже ураган не остановит вашу лодку, если движение ей придает такой монстр.

Но за все хорошее приходится платить и платить немало – цена огромна, расход топлива тоже существенный, а если он вдруг выйдет из строя – поиск и оплата мастера отнимут у вас массу нервов и денег. Но те кто хотя бы раз пробовал знают, что оно того стоит!

Источник: //bestvix.ru/turizm-i-otdyh/reiting-lod-motorov/

Гост 28556-90 моторы лодочные подвесные. типы. основные параметры. общие технические требования, гост от 11 мая 1990 года №28556-90

ГОСТ 28556-90

Группа Д44

МКС 47.080

ОКП 45 6181

Дата введения 1992-01-01

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 11.05.90 N 1159

3. ВЗАМЕН ОСТ 37.004.019-84

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

5. ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июнь 2005 г.

Настоящий стандарт распространяется на подвесные лодочные моторы с малолитражными двигателями внутреннего сгорания для маломерных судов (далее — моторы).

Стандарт не распространяется на моторы специального назначения.

Требования пп.2.12.2, 2.12.3.4, 2.12.3.5 и 2.14.

4 установлены для моторов, проектирование которых начато после введения в действие настоящего стандарта.

1. ТИПЫ

1.1.

Моторы подразделяют:

по тактности рабочего цикла двигателя — двухтактные и четырехтактные;

по основной системе запуска двигателя — с ручным запуском и с электрозапуском;

по длине дейдвуда — для судов с высотой транца 380, 510 и 635 мм;

по номинальной мощности двигателя — до 1,5 (2); до 3,7 (5); до 5,9 (8); до 11,0 (15); до 18,4 (25); до 25,7 (35); до 44,1 (60); свыше 44,1 (60) кВт (л.с.).

2. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Устанавливают следующие основные параметры:

максимальную эффективную мощность, кВт (л.с.

) (при частоте вращения коленчатого вала двигателя );

максимальный крутящий момент, Н·м (кгс·м) (при частоте вращения коленчатого вала двигателя );

сухую массу, кг;

рабочий объем двигателя, см;

тактность двигателя;

число цилиндров, шт.

;

гамма-процентный ресурс до капитального ремонта, ч;

среднюю безотказную наработку, ч;

часовой расход топлива при максимальной эффективной мощности, кг/ч;

минимальный удельный расход топлива, г/(кВт·ч);

предельно допустимые выбросы вредных веществ, %;

уровень шума, дБ.

2.2. Допустимое минусовое отклонение фактического значения максимальной эффективной мощности от номинального значения для моторов мощностью до 3,7 кВт (5 л.с.) не должно превышать 10%; свыше 3,7 кВт (5 л.с.) — 5%.

2.3. Зависимость между мощностью, рабочим объемом и числом цилиндров приведена в приложении 1.

2.4. Измеренные при испытаниях значения мощности, крутящего момента и расхода топлива следует приводить к стандартным атмосферным условиям, установленным ГОСТ 4401:

температура 288,15 К (15 °С);

давление 101325 Па (760 мм рт.ст.).

2.5. Моторы должны иметь значения минимального удельного расхода топлива в диапазоне от 70 до 100% максимальной мощности.

2.6. Моторы изготовляют в соответствии с требованиями настоящего стандарта и технических условий на конкретные модели моторов по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке, при этом моторы должны соответствовать утвержденному образцу-эталону.

2.7. Требования надежности

2.7.1. Показатель безопасности

Средняя наработка на отказ должна быть не менее 80 ч.

Примечание.

За отказ принимают вынужденную остановку мотора в период между плановыми видами технического обслуживания и ремонта, неплановый ремонт, отклонение заданных показателей от допускаемых пределов, установленных нормативно-технической документацией, восстановление которых невозможно с помощью ЗИП и инструмента, входящего в комплект.

2.7.2. Показатель долговечности

Ресурс до капитального ремонта с вероятностью 90% (при условии соблюдения правил эксплуатации) должен быть не менее 600 ч, для вновь проектируемых моторов — 650 ч.

2.7.3. Показатель сохраняемости

Для вновь проектируемых моторов срок сохраняемости — не менее 2 лет.

2.7.4. Гарантийный срок эксплуатации и (или) гарантийную наработку устанавливают в соответствии с ГОСТ 22352*.

________________

* На территории Российской Федерации отменен.

2.7.5.

Мотор в процессе эксплуатации в течение гарантийного срока (при условии соблюдения правил эксплуатации) должен сохранять работоспособность на всех режимах, во всем скоростном диапазоне и обеспечивать все установленные техническими условиями параметры.

В технических условиях на конкретные модели моторов устанавливают значения допустимых изменений параметров и показателей за период эксплуатации, равный ресурсу.

2.7.6. Методы контроля показателей надежности и планы контрольных испытаний устанавливают в соответствии с ГОСТ 27.410.

2.8. Требования экономного использования материалов и топлива

2.8.1. Течь смазки, масла, топлива из любого узла или через соединения не допускается, кроме мест, предусмотренных конструкцией. Допускается масляное отпотевание в местах разъемов и сальниковых уплотнений без подтеков и каплеобразований.

2.8.2. Расход масла на угар для четырехтактных двигателей не должен быть более 1,8% от расхода топлива.

2.9. Требования стойкости к внешним воздействиям

2.9.1. Климатическое исполнение и условия эксплуатации моторов — У по ГОСТ 15150. Моторы исполнений УХЛ и М изготовляют по специальному заказу.

Минимальная температура эксплуатации — минус 5 °С.

2.9.2. Моторы мощностью 3,7 кВт (5 л.с.) и выше должны допускать применение в качестве охлаждающей жидкости морскую воду или иметь соответствующие модификации для эксплуатации в морской воде.

2.9.3.

Металлические детали моторов, которые могут подвергаться воздействию коррозионно-активных агентов внешней среды, должны быть устойчивы к указанным в ГОСТ 15150 для соответствующего исполнения климатическим факторам или иметь антикоррозионные покрытия, соответствующие условиям эксплуатации по ГОСТ 9.303 для неорганических покрытий и ГОСТ 9.104 — для лакокрасочных покрытий.

Технические требования к покрытиям — по ГОСТ 23200.

2.10. Требования эргономики и технической эстетики

2.10.1. Нормы локальной вибрации на органах управления мотора (румпеле) — по ГОСТ 12.1.012.

2.10.2. Цветовые сочетания окраски следует подбирать согласно карте окраски. Окраска узлов и деталей, а также цвета видовых узлов и деталей из пресс-порошка или пластмасс должны сочетаться с основной окраской мотора.

2.10.3. Все видовые детали должны иметь поверхность, определяемую контрольным образцом.

На видовой части кожуха мотора гофры и заусенцы не допускаются.

2.11. Требования технического обслуживания и ремонта

2.11.1. Эксплуатацию моторов следует выполнять в соответствии с инструкцией по эксплуатации, прикладываемой к мотору.

2.11.2. Мотор следует комплектовать запасными частями, инструментом и приспособлениями, обеспечивающими выполнение технического обслуживания силами владельца в течение ресурса.

2.11.3. Конструкция мотора должна обеспечивать возможность регулировки двигателя силами владельца с помощью входящего в комплектацию инструмента.

2.12. Требования безопасности

2.12.1. На моторах с электрической основной системой запуска должно быть устройство аварийного ручного запуска.

2.12.2. Конструкция мотора должна обеспечивать предупреждение запуска при включенном реверсе.

2.12.3. Конструкция мотора должна обеспечивать безопасность при монтаже, ремонте и эксплуатации.

2.12.3.1. Конструкция мотора должна обеспечивать взрыво- и пожаробезопасность при эксплуатации.

2.12.3.2. Пропуск отработавших газов в соединениях системы выпуска не допускается, кроме мест, предусмотренных конструкцией.

2.12.3.3. Вращающиеся элементы мотора должны быть оборудованы защитными устройствами, предохраняющими от травм при эксплуатации.

Маховик вновь проектируемого двигателя должен иметь защитный экран.

2.12.3.4. Органы управления мотором должны быть снабжены четкими подписями и знаками, определяющими их назначение.

2.12.3.5. Моторы мощностью свыше 5,9 кВт (8 л.с.) должны иметь аварийное фиксированное выключение зажигания, выделенное красным цветом.

2.13. Требования охраны природы

2.13.1. Предельно допустимый выброс оксида углерода (СО) допускается устанавливать в процентах по объемной концентрации СО в отработавших газах.

Объемная концентрация СО в отработавших газах на всех режимах работы не должна превышать 4,8%.

2.13.2. Уровень внешнего шума не должен превышать значений, установленных ГОСТ 17.2.4.04.

2.13.3. масла в топливной смеси двухтактных двигателей не должно превышать 3%; для вновь проектируемых — 2%.

2.13.4. Топливная система мотора должна исключать попадание топлива в окружающую среду как во время эксплуатации, так и при откидывании мотора.

Не допускается утечка топлива из карбюратора при крене мотора в любую сторону до 50°.

2.14. Требования к конструкции

2.14.1. Рекомендуемый ряд номинальных диаметров цилиндров — по ГОСТ 10806.

2.14.2. Моторы мощностью свыше 3,7 кВт (5 л.с.) должны иметь генератор мощностью не менее 40 Вт для питания энергопотребителей судна.

2.14.3. Моторы мощностью 5,9 кВт (8 л.с.) и выше должны предусматривать возможность подсоединения дистанционного управления.

Наличие реверса для таких моторов обязательно.

2.14.4. Передаточное число редуктора для моторов мощностью до 5,9 кВт (8 л.с.) должно быть не менее 3.

2.14.5. Моторы мощностью свыше 22,1 кВт (30 л.с.) должны иметь устройство электрозапуска.

2.14.6. Прошедший обкатку и отрегулированный двигатель после заполнения карбюратора топливом должен запускаться не более чем с трех попыток.

2.14.7. Пусковой механизм должен полностью выключаться после снятия с него нагрузки.

2.14.8. Изготовитель устанавливает в технических условиях на конкретную модель мотора следующие частоты вращения коленчатого вала двигателя: частоту вращения при максимальной мощности, при максимальном крутящем моменте, наименьшую устойчивую при холостом ходе, с (мин).

2.14.9. Во время работы мотора не допускается течь охлаждающей жидкости в местах соединений.

2.14.10. Двигатель должен обеспечивать устойчивую и надежную работу мотора на любых режимах, в диапазоне от наименьшей устойчивой частоты вращения коленчатого вала при холостом ходе до частоты вращения, соответствующей максимальной мощности, и не должен иметь в этом диапазоне резонансных частот вращения, обусловленных крутильными колебаниями двигателя.

Источник: //docs.cntd.ru/document/1200010792

Лодочные моторы. Как выбрать?

Люди знающие говорят, что первый выбор лодочного мотора сравним с незабываемым процессом приобретения машины начинающим водителем. Впрочем, действительно, общего немало.

Тут и, собственно, определение — для чего мотор нужен и в каких условиях будет использоваться, его соответствие параметрам лодки и вашим финансовым возможностям. Также нужно учитывать наличие опыта и прав на управление водным транспортом.

Не стоит забывать и о том, что двигатель нужно внести в судовой билет в ГИМС. В общем, морока та еще, но и удовольствие не меньшее.

Лодка с мотором — это больше возможностей для рыбалки и охоты, да и отдых на свежем воздухе и открытой воде приобретает совсем иные краски. И раз уж вы действительно определились для себя в необходимости покупки, постараемся дать несколько советов, чтобы приобретение оказалось действительно удачным.

Прежде чем отправиться в магазин

Увы, «шопинг» действительно придется на некоторое время отложить. Прежде чем подвесить двигатель на транец лодки, нужно получить удостоверение на право управления маломерным моторным судном. Для закона нет ни малейшей разницы — бензиновый будет у вас двигатель или электрический. Эксплуатация судна без прав — дело, пахнущее серьезным штрафом.

Так что придется отучиться. Причем, даже если за плечами мореходное училище, служба на флоте или богатый опыт кораблестроения, поблажки не будет. Это все равно, что приобретение охотничьего ружья после службы в армии: вроде два года с автоматом отбегал, а курсы, будь любезен, пройди. Иначе в нарушители запишут.

Как в случае с водительским удостоверением, здесь также есть свои категории: на управление гидроциклом, парусником, с площадью паруса до 12 квадратных метров, лодкой с подвесным мотором без ограничения мощности последнего или катером со стационарным двигателем до 75 «лошадок». Так что в ГИМС — учиться и экзаменоваться.

Шаг второй — лодка

Итак, права у вас на руках, определяемся с водным транспортом. Если он у вас уже есть, все равно информация, изложенная ниже, может оказаться полезной.

Выбор частных плавательных средств достаточно богат. Без углубления в нюансы разобьем на группы:

А теперь рассмотрим каждый из вариантов и обратим внимание на его преимущества и недостатки.

Надувная лодка

Удобна уже тем, что легко умещается в рюкзаке и переносится одним человеком (это без мотора). И в машине много места не займет, даже если будет перевозиться сразу с двигателем. Соответственно, транспортировка проблем не представляет.

При должном уходе качественная надувная лодка способна прослужить долго. Как правило, она обладает грузоподъемностью гораздо большей, чем указано в паспорте. Например, мы на одноместной вдвоем, да еще с солидным грузом, совсем неплохо умещались. Оснащенная хорошим двигателем, вполне способна идти на скорости до 30-40 километров в час.

Минусов не так уж и много, но они серьезны. Во-первых, сильно парусит на ветру, что может привести к сносу и даже опрокидыванию. Во-вторых, на волне не остойчива, так как не имеет киля.

За счет не очень-то высокой комфортности больше служит для доставки в нужную точку и не слишком долгих «посиделок» с удочками. Ну а если выход на рыбалку планируется с ночевкой, то придется подбирать место для лагеря на берегу.

Лодка с жестким корпусом

Фактически автономное судно, обладающее завидной плавучестью, способное успешнее противостоять волне, а значит, развивать большую скорость. Высокая долговечность и возможность установки не только основного, но и дополнительного (резервно-вспомогательного) мотора. Солидное внутреннее пространство, не скрадываемое бортами.

Возможностей, конечно, больше, но и сложности с такими судами есть: размеры и, как правило, цельная конструкция предъявляют требования к транспортировке. Необходимы трейлер и место для хранения.

Лодку с жестким корпусом в рюкзак не сложишь и в кладовку до весны не спрячешь.

Наконец, двигатель потребуется также серьезный — не менее 10 л/с, иначе это будет уже не комфортная прогулка на моторке, а сплошное мучение.

РИБ

Хорошее сочетание возможностей судна в жестком корпусе и надувной лодки. Отличная плавучесть в сочетании с эргономичной формой жесткого днища позволяет использовать достаточно мощные моторы. Можно развивать высокую скорость, практически не опасаясь неприятностей, подстерегающих надувные лодки.

При этом сравнительно малый вес по отношению к пластиковому, железному или деревянному судну делает переноску не такой сложной задачей. Транспортировка, конечно, способна доставить определенные трудности, но перевозить РИБ вполне можно на верхнем багажнике легкового автомобиля.

Собственно, к моторам

Никого не хочу обидеть, но, как правило, большинство рыбаков не готово отдать уж очень значительную сумму, даже на любимое хобби. Уж больно трепетно относятся наши дорогие половинки к «разбазариванию» семейного бюджета.

В общем, пусть это будет одноцилиндровый движок на 2 или 4 такта, а вот наш, в смысле отечественный, или импортный — это каждый определяет для себя сам. Тем более что выбор сегодня более чем богатый. Итак, «Салют», «Ямаха», «Меркури-Маринер», «Хонда», «Джонсон-Эвинруд», «Тохацу-Ниссан», «Сузуки», «Селва»… Этот список можно продолжать и продолжать. Но как же выбрать?

Первый и основной принцип при оценке любого технического средства, в том числе и лодочного мотора, гласит: бери то, что проще отремонтировать.

Иными словами, стоит выяснить, какой бренд в вашем населенном пункте или регионе имеет свой сервисный центр. Или расспросить, починкой каких двигателей занимаются местные толковые «мастера-кустарники».

Возможно, стоит остановиться на какой-то из таких моделей при выборе лодочного мотора.

Как правило, двигатели, прежде чем попасть на прилавок, проходят тестирование (наработку в режиме обкатки) не менее 4 часов. Если что-то было не так на сборке, то производственные браки вылезают уже на этом этапе.

Так что смотрим отметку в сопроводительной документации (паспорте изделия) и гарантию. Дилеры, привлекая покупателей, в большинстве своем отошли от традиционного годового периода. Сейчас гарантию могут дать сразу на два-три, а то и на пять лет. Этой оказией стоит воспользоваться.

Два такта или четыре?

Здесь все зависит от опытности владельца лодки. Двухтактный — прост в использовании, совершенно неприхотлив, несложен в обслуживании. Нормально потребляет отечественный 92-й бензин, при этом огромным аппетитом не отличается.

Неплохо себя ведет в широком диапазоне температур. Способен уверенно тянуть и при минус 15 градусов, разумеется, по открытой воде, и при плюс 35.

Главное, что стоит помнить, — не ставить двигатель на рычаг переключения скоростей при перевозке и следить, чтобы редуктор не оказался выше блока цилиндров.

При покупке желательно поинтересоваться у продавца, врезан ли в бензопровод фильтр тонкой очистки. Согласитесь, грустно оказаться посреди серьезного водоема с заглохшим из-за засора мотором. Если фильтр не предустановлен, стоит обратиться в сервис, чтобы исправить ситуацию.

Наконец, нужно уделить немного времени настройке карбюратора. Тогда мотор верой и правдой отслужит сезон, а вам останется только управлять лодкой и время от времени убеждаться, что подача воды в контур охлаждения идет исправно.

Четырехтактный двигатель — подороже и посложнее, но и эффективнее. Из плюсов: не придется добавлять в бензин масло, а это значит, что выхлоп будет менее вреден. Шумит четырехтактный двигатель тоже меньше. К слову, и топливо потребляет он тоже с меньшим аппетитом. Экономия — до 40% горючего.

Винт и зажигание

Теперь можно сказать несколько слов о том, из чего делаются лопасти, толкающие лодку вперед. У маломощных моделей двигателей — до 3,5 л/с — материалом для гребных винтов, как правило, выступает пластик. Если речь идет о лодочных моторах мощностью до 6 л/с — требуются уже сплавы алюминия. Более серьезные двигатели оснащаются и стальными гребными винтами.

Электронное зажигание или обычное? Бесконтактная система, конечно, несколько увеличит стоимость покупки. Но при этом обеспечит более высокую надежность включения двигателя. Достаточно оборвать пару пусковых тросов, чтобы прийти к мнению: здесь лучше не экономить.

Чего от мотора ждать?

Если речь идет о маломощных двигателях (до 3,5 «лошади»), то сумасшедших скоростей ожидать не стоит. В тихую, безветренную погоду максимум, на что можно рассчитывать судну, весящему с полтонны, — 10 км/ч.

Водоизмещающие обводы могут повысить скорость по отношению к глиссирующим лодкам примерно на 1-2 км/ч. А вот при движении против серьезного ветра, особенно на резиновой лодке, как известно, обладающей солидной парусностью, есть риск, что двигатель просто не справится с возложенной на него задачей — не вытянет.

4- и 6-сильные моторы — уже и результат дают серьезнее — до 27 километров в час при безветренной погоде как на резиновой лодке, так и на жестком корпусе. И слегка за 30 км/ч — на РИБе.

Однако это параметры для идеальной погоды. В природе полного безветрия, как правило, не бывает. Да и скорость, и тяговитость мотора зависят от множества факторов. В том числе и от загруженности судна, его массы, длины и др. В любом случае с мотором мощностью до 6 л/с на открытой воде себя чувствуешь как-то увереннее, чем с маломощным.

Дополнительные факторы

Стоит ли сразу смотреть в сторону 25-, 30-сильных и более мощных моторов? Если этот двигатель у вас первый, то, наверное, нет. Воду и поведение лодки на ней да и сам мотор еще почувствовать нужно. Кроме того, прочностные характеристики лодок накладывают определенные ограничения на максимальную мощность двигателя.

Так что, перед тем как отправиться с деньгами к кассе, стоит обговорить и этот момент с продавцом-консультантом.

Факторов, способных ограничить полет вашей фантазии, — множество: длина лодки, ширина и высота крепежного транца, расстояние, которое вы намерены проходить под мотором, и как именно намерены рыбачить.

Для троллинга, например, решающую роль играет способность двигателя ровно работать на малых оборотах.

Чтобы мотор не сбоил

Увы, на воде — не как на трассе. Здесь, если возникла поломка, помощи можно дожидаться ой как долго! Соответственно, к каждому выходу на рыбалку стоит готовиться основательно. Нужно непременно взять то, что может пригодиться для экспресс-ремонта:

При использовании двухтактного двигателя особое внимание необходимо уделить топливной смеси. Эксперименты хороши в прибрежной зоне и недалеко от народа, чтобы было кому спасать.

А при выходе на дальние дистанции оптимальные пропорции 1:65. Так и газку можно будет прибавить, и на малых оборотах мотор захлебываться не начнет.

И, как уже говорилось ранее, время от времени нужно поглядывать на работу системы охлаждения.

Советы мотористов

Вне зависимости от того, какой двигатель купили, не стоит его чрезмерно «напрягать». Оптимально — установить уровень газа на 2/3 или 3/4, особенно при серьезной загруженности самой лодки.

Скорость, конечно, будет не максимальной, зато обойдется без поломок, и топлива меньше уйдет. Не стоит гонять и по мелководью. Несколько ударов о тростник, дно или подводную растительность, и… гребной вал пойдет под замену, а с рыбалкой на сей раз придется распрощаться.

Не экономьте на свечах. Отходили сезон — на следующий меняйте.

Интересное наблюдение: чем ниже мощность двигателя, тем дольше он обычно проработает. Замечено, что, если у лодочного мотора меньше 12 «лошадей», его может хватить при должном внимании и на 10 лет.

А вот его собрат мощностью в 125 л/с, скорее всего, до серьезного ремонта «отбегает» не более трех годков. А после пяти лет использования такой двигатель чинить становится просто невыгодно. И это при эксплуатации в мало агрессивной, пресноводной среде. Если речь идет о работе в соленой морской воде, ресурс мотора можно смело делить на 1,5.

Отечественный или импортный

Многие стоят перед сложной дилеммой: какой двигатель взять — российский или зарубежный. Оба варианта имеют свои плюсы и минусы. Так, отечественный лодочный мотор гораздо доступнее по цене, проще ремонтируется собственными силами, не так притязателен в плане топлива, да и весит меньше зарубежных аналогов.

Иностранные двигатели обычно несколько выше по качеству исполнения и более надежны при эксплуатации в соленой морской воде. С другой стороны, 90% потребителей в открытый океан на своей моторной лодке и не собираются.

Действительно, серьезное достоинство импортных моделей — большая тяговитость при повышенной загрузке лодки. А что касается ремонта, то, как уже говорилось ранее, достаточно купить двигатель той фирмы, чей сервисный центр есть в зоне досягаемости.

Опасности б/у техники

А вот экономить на лодочном моторе, пытаясь купить бывший в употреблении, право слово, не стоит. Особенно без документов. Легенда у такого аппарата может быть полна печальных моментов. И речь идет даже не о том, что есть риск столкнуться с краденой продукцией.

Просто двигатель мог быть утоплен, а затем просушен. Конечно, сейчас он работает, но в каком состоянии электроника — это еще вопрос. Также неизвестно — как хранился двигатель, через сколько рук прошел до этого момента. Опять же так сразу не скажешь, как активно он эксплуатировался и насколько выработан ресурс.

Обидно будет отдать деньги только для того, чтобы уже назавтра нести покупку в ремонт. В конце концов, двигатель для лодки вы приобретаете, чтобы иметь возможность хорошо отдохнуть и заниматься любимым хобби. Так что, на мой взгляд, ненужные риски здесь неуместны.

Арсений Фавстрицкий, Татарстан

Источник: //www.oir.su/anons/23-06-2015-lodochnye-motory-kak-vybrat