Охота

Кто в лесу хозяин

Кто в лесу хозяин?

Лишь в феврале 1894 года Императором России был утвержден Закон «О местном заведовании лесами в Иркутском генерал-губернаторстве». Организация и ведение этого дела возлагались на генерал­-губернатора.

При нем учреждались должности вице­-инспектора корпуса лесничих, ревизоров и кондукторов лесоустройства, которым предписывалось выделить лучшие леса в заказники, организовать устройство лесов, в том числе приписанных к частным промыслам, заводам и фабрикам, изымать их из свободного пользования.

В 1897 году было образовано Управление государственных имуществ Енисейской губернии, все казенные леса перешли в его ведение.

По истечении ста с лишним лет развития лесного хозяйства края проблемы у отрасли, по сути, остались прежними: борьба с браконьерством, охрана лесов от пожара, восстановление лесных массивов, разграничение частных и государственных интересов.

В негласной борьбе за обладание богатством лесного фонда «одеяло» на себя перетягивают три основные структуры: государство, краевая администрация и частные предприниматели. Интересы у них разные, а проблема одна − несовершенное законодательство.

Основная функция Государственной лесной службы по Красноярскому краю − контроль над лесопользованием. Государственники строго чтут букву закона, борются с расхитителями лесных угодий, пожарами и насекомыми­-вредителями.

В структуре службы − 56 лесхозов, крупнейшие из которых: Саяно­-Шушенский (общий запас древесины − 131 тыс. м3), Большемуртинский (продуктивность леса − 170 м3 на гектар, а там, где он спелый и перестойный, − до 224 м3).

После «революционных» 90-х прошлого столетия лесхозы неожиданно столкнулись с новой бедой: государство пересмотрело свои взгляды на их финансирование. Причем не в лучшую сторону.

Появились долгосрочные долги перед «лесным» народом и недвусмысленный намек на то, что пора бы и самим научиться зарабатывать. При каждом лесхозе существует цех по переработке древесины, где, в разных объемах, производится пиломатериал, оконные блоки, двери и незатейливая мебель.

Но главная «фишка» федеральных лесхозов − исключительное право на госконтроль. Они напрямую взаимодействуют с фирмами и предприятиями по лесозаготовке, устанавливают штрафы и диктуют правила рубок, регламентированные «Лесным кодексом».

Однако, несмотря на такое количество свободы, среди 56 лесных хозяйств вряд ли найдется хоть одно, удовлетворенное существующим положением дел.

Николай Федорович Пестриков, директор Саяно­-Шушенского лесхоза:

«Нет порядка в государстве. Вот и все. С периода перестройки наше хозяйство претерпело несколько реорганизаций. Названия менялись, финансирование менялось. Сегодня федеральный бюджет финансирует нас всего на 15 − 20%. Все налоги и зарплату своим сотрудникам платим за счет своих средств: осуществляем заготовку древесины, переработку. У нас небольшой цех.

В 2003 году переработали 20 тыс. м3 древесины. Но продукцию покупают плохо. В основном работаем на нужды местного населения. Экспортировать лес сложно. Железная дорога очень дорогая. Вот и ходим по замкнутому кругу. Чтобы навести порядок в лесной отрасли, нужно создать Министерство лесного хозяйства, принять разумный „Лесной кодекс“.

За последние четыре года не принято ни одного хорошего закона».

Василий Васильевич Запевалов, главный лесничий Большемуртинского лесхоза:

«Основная проблема − недостаточное финансирование. Вторая − воровство. В зимний период мы расхитителей „поприжали“, а летом их очень много. Все делаем за счет собственных средств, даже лесохозяйственные работы: восстановление леса, пожаротушение, основную часть рубок ухода. У нас два цеха.

Изготавливаем строительный брус, доски, дверные блоки, плинтус… В сельской местности покупательская способность низкая. Часть древесины везем в город, продаем заводам для более глубокой переработки. В год производим до 3000 м3 пиломатериалов. Заготовка рубок ухода составляет 40 − 50 тыс. м3.

При этом по сравнению с другими наш лесхоз живет более­-менее прилично. Уверен, пока государство не обернется к лесу лицом, ничего не изменится.

Ждем „Лесной кодекс“, который уже получил немало критики: все в нем направлено на разорение лесов, бесконтрольную передачу лесных угодий в частные руки».

Виктор Гаврилович Юшков, директор Абанского лесхоза:

« проблема − финансирование. Нам дали возможность деньги зарабатывать самостоятельно, но при этом обложили всеми видами налогов. Всего на 25% федеральный бюджет нас финансирует. Тонем в безденежье.

Рубки ухода превращаем в пиломатериалы. Есть в лесхозе цех по переработке. Производим до 6000 м3 пиломатериалов в год. Стабильного потребителя нет: кто приедет, тот и потребитель. Собственником лесов является государство.

Собственник должен финансировать свое хозяйство».

Сергей Егорович Ильин, директор Манского лесхоза:

«Финансирование − вот наша проблема. Из федерального бюджета нам выделяют до 30%. Невозмещенными остались затраты на пожаротушение по прошлому году. Это порядка 130 тыс. рублей. Краевой бюджет не выделяет средства на лесовосстановление.

Для полноценной работы нам требуется до 10 млн. рублей ежегодно: на охрану, защиту, восстановление лесов. При хозяйстве функционирует небольшой цех по лесопилению. Производим до 500 м3. В плане сбыта небольших объемов пиломатериала − проблемы нет.

Но удаленность от Красноярска − 100 км − и старое оборудование не позволяют нам конкурировать с более сильными предприятиями­-переработчиками. В первую очередь, государству необходимо восстановить нормальное финансирование. Раньше у нас были льготы по налогообложению.

А сейчас мы платим и налог на прибыль, и на имущество, с этого года будем платить налог на транспорт.

В администрации Красноярского края к жалобам лесхозов относятся скептически. По мнению чиновников, правила рубок в законодательстве составлены так, что можно найти массу лазеек, чтобы их нарушить. И федеральные лесхозы этим пользуются, обладая монополией на госконтроль. При этом они являются лидерами по лесозаготовкам: на их долю приходится до 1500 млн м3 древесины.

Задача краевой власти − исключить возможность продажи древесины „черным налом“ и извлечение максимальной прибыли из лесных богатств в пользу краевого бюджета.

Для этой цели принята „Концепция развития лесного комплекса Красноярского края на период 2004 − 2015 годов“. Ее основной принцип − производить глубокую обработку древесины на предприятиях края.

Экспортировать готовый продукт, а не круглый лес. От тотального контроля перейти к системе сотрудничества с предпринимателями.

Изменится принцип проведения конкурса на право аренды лесных угодий, который сегодня напоминает аукцион: кто больше заплатит, тот и станет хозяином.

Критерием выбора станет бизнес­-план, в основе которого построение безотходного производства по переработке древесины, а не банальная заготовка и экспорт леса.

Задача­-максимум − создание вертикально интегрированной компании − холдинга − с участием краевой власти.

Сегодня в крае немало примеров тому, как можно заработать прибыль на переработке древесины.

В числе наиболее успешных предприятий − Новоенисейский ЛХК, чья продукция − пиломатериалы, древесноволокнистые плиты, столярные массивные клееные плиты − пользуются большим спросом на мировом рынке.

Ежегодно здесь перерабатывают до 1400 м3 сырья. Продукция изготавливается в основном из ангарской сосны − лучшей, как это давно признано в мире, древесины.

На территории Красноярского края сосредоточено 15 процентов лесных угодий России. Есть, где разгуляться лесопользователям. Вопрос лишь в том, чтобы научиться использовать дары природы рационально и с умом, как и положено настоящим хозяевам».

Другие статьи рубрики Регион номера: Красноярский край

Обнародован проект лесного плана Красноярского края на 2019–2028 годы
В Красноярском крае разработали собственную геоинформационную систему для нужд ЛПК
«Краслесинвест» развивается
От лесной промышленности – к текстильной

Эльдорадо в центре Сибири
Сверху видно все
В Красноярском крае начинают восстанавливать ранее действовавшие предприятия ЛПК
ЛПК Красноярского края
Список предприятий ЛПК Красноярского края

Вдоль Сибирского тракта
Запас лесосырьевых ресурсов в Красноярском крае увеличивается
ЛПК не в приоритете
Инвестиционные проекты в ЛПК Красноярского края
Основные предприятия ЛПК Красноярского края
Дом из ангарской сосны
Список предприятий ЛПК Красноярского края

Красноярский край в цифрах
Срочно требуются регионы-доноры
Инвестиционный климат: стрелка на «ясно»
Список предприятий ЛПК Красноярского края

Размышления о «Лесном кодексе»…
Красноярский край (состояние и перспективы развития ЛПК края)

Красноярск — город будущего! (итоги Красноярской выставки «Деревообработка»)
Государева служба
ЛПК — Привлекательный во всех отношениях
Проект «Лесные ресурсы и технологии» (Форест) в Красноярске

Page 4

Источник: //lesprominform.ru/jarticles.html?id=1822

Теневой сектор

За последние годы незаконная вырубка леса стала в Иркутской области каким-то привычным, даже обыденным явлением.

Как отметил Сергей Брилка, спикер областного Законодательного собрания, еще двадцать лет назад бюджет региона на 38% формировался за счет лесной отрасли, то сейчас менее чем на два процента.

При этом невооруженным глазом видно, что леса рубят больше. Вывод следует простой: большая часть лесорубов работает в теневом секторе.

На форуме «Единой России» звучали такие цифры: 50% незаконных вырубок леса в России приходится на долю Иркутской области. На 20% выросло количество незаконных вырубок по сравнению с 2015 годом.

В этом году по инициативе партии «Единая Россия» в Иркутской области наряду с другими регионами страны были созданы четыре мониторинговые группы. Одна из них — «Живой лес». Как следует из ее названия, работа группы заключается разработке и внедрении комплекса мер, направленных на сохранение леса. Возглавил группу руководитель центра ОНФ «Народная экспертиза» Николай Николаев.

По его мнению, один из вопросов, который нужно решить в ближайшее время, — это создание открытости и прозрачности всей информации, касающейся лесной отрасли.

Необходимо ввести общественный контроль в сфере лесопользования и охраны лесов. Открытость информации должна касаться вопросов и борьбы с лесными пожарами, и системы проведения аукционов.

Сейчас она доступна только профессиональным участникам рынка.

— В Иркутской области лесная отрасль, к сожалению, страдает от очень слабого контроля на региональном уровне. Мы видим, что в регионе сейчас плохо работает практика взимания штрафов с нарушителей лесного законодательства. Нет единых подходов к фиксации нарушителей в лесной сфере.

Это означает, что реестр недобросовестных лесопользователей, который должен быть введен с марта 2017 года, рискует остаться просто формальностью, — отметил Николай Николаев.

— Мы сейчас должны поднять вопрос о том, чтобы Минприроды РФ и Рослесхоз значительно ускорили подготовку нормативно-правовой базы, которая необходима регионам, чтобы качественно исполнять законодательство.

Лесные пожары

Большую полемику среди участников форума вызвали проблемы, связанные с лесными пожарами. Как отметил Иван Валентик, заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ, руководитель Федерального агентства лесного хозяйства, ситуация с лесными пожарами в стране по-прежнему остается сложной.

— Наша основная претензия к регионам — это недостаток профилактических мероприятий. Хотя именно такие меры являются важнейшими. Проще возгорание предупредить, чем тушить. Регионы пока еще недостаточно работают в этом плане.

Досталось и Иркутской области. Ситуацию с лесными пожарами в Приангарье назвали катастрофической.

Впрочем, есть достаточно объективные причины, которые не позволяют бороться с лесными пожарами эффективно. Как показывает практика, виновники пожаров зачастую не несут ответственности за свои противоправные действия.

Так, например, по словам Василия Колмаченко, главы Хомутовского муниципального образования, в 2015 году по факту возникновения пожаров было возбуждено 70 уголовных дел, большинство из которых остались нераскрытыми.

Для контроля над ситуацией с лесными пожарами и незаконной вырубкой леса было предложено передать полномочия муниципальным властям, поскольку именно они достоверно знают обстановку на местах и в случае возгорания первыми выходят на борьбу с огнем. Однако и тут не все просто.

Как рассказал глава одного из поселений Усть-Удинского района, каждый год МЧС обязывает его обеспечить противопожарную полосу. А из техники у поселения лишь ведро и лопата. Весь лес вокруг в аренде, но арендаторы только лес рубят, а борьба с пожарами их не касается.

Некоторые поселения пытаются содержать пожарную машину, но сегодня деньги на эти цели в муниципалитетах не предусмотрены, поэтому любые траты на борьбу с пожарами считаются нецелевым использованием средств.

 Получается замкнутый круг, который можно решить только законодательным путем.

Где взять дрова?

При всем том, что лес валят кубометрами и горит он гектарами, большинство жителей региона не могут заготовить древесину для собственных нужд. Проблемы начинаются уже на стадии оформления документов. Прежде чем получить заветный участок, людям приходится столкнуться со множеством бюрократических преград.

— Мы зафиксировали массовые нарушения в этой сфере.

Людей отфутболивают, отказывают им в принятии заявлений на получение древесины, выделяют под вырубку места в десятках километров от места проживания, в результате чего люди вынуждены платить дороже, чем на коммерческом рынке, — рассказывает Николай Николаев. — Понимая это, мы должны создавать такие условия, при которых чиновники не смогут злоупотреблять своим положением, нарушая законные права людей.

В процессе обсуждения этого вопроса на круглом столе экспертами было разработано предложение о том, чтобы дать возможность людям подавать заявления на получение древесины для собственных нужд через многофункциональные центры. Также необходимо обеспечить публичную, прозрачную электронную очередь и добиться того, чтобы люди могли реализовывать свое право на получение древесины в лесах, которые прилегают к их населенным пунктам.

Главный вопрос, который то и дело всплывал во время обсуждений и дискуссий: кто в лесу хозяин? Судя по всему, не государство и даже не местные жители. 

Главным итогом встречи стало формирование предложений по совершенствованию законодательства в сфере лесоохраны и лесопользования. В начале сентября эти наработки будут переданы президенту России Владимиру Путину

Источник: //baikal-info.ru/kto-v-lesu-hozyain