Охота

Необоснованные нововведения

Содержание

Новые правила игры: что теперь понимать под необоснованной налоговой выгодой?

Федеральным законом от 18.07.

2017 внесены изменения в Налоговый кодекс РФ, запрещающие уменьшать налоговую базу или сумму подлежащего уплате налога путем искажения сведений об определенных фактах деятельности организации.

В частности, это касается информации о сделках или операциях, оказывающих влияние на финансовое положение компании, сведений об объектах налогообложения, отражаемых в учете или налоговой отчетности.

Используйте пошаговые руководства:

При формировании налоговой базы важно, чтобы основания для включения в нее объектов учета были законными, то есть не преследовали цель намеренного уменьшения суммы налогов. Также обязательства по сделке должны быть выполнены исключительно стороной договора, заключенного с налогоплательщиком.

В связи с этими нововведениями налоговики совместно со следственными органами разработали методические рекомендации по выявлению  схем и сделок, совершенных с умыслом.

При выявлении инспекторами противоправных действий или, наоборот, бездействия, организациям придется не только доплатить в бюджет недоначисленные налоги, но и выплатить штраф в размере 40% от недоимки.

Изменения в законодательство вступили в силу относительно недавно, поэтому не до конца ясно, помогут ли они сократить число случаев умышленного занижения и неуплаты налогов (см. также, когда неуплата налогов грозит тюрьмой).

Ошибка или умышленное уклонение от уплаты налога?

В условиях современной экономической ситуации многие компании предпринимают шаги для оптимизации расходов. Кто-то сокращает штат и рекламные бюджеты, а кто-то отказывается от привлечения внешних ресурсов, что позволяет снизить затраты на уплату налогов, сборов, пошлин, получение сертификатов, разрешений или лицензий.

Безусловно, само сокращение числа объектов налогообложения и уменьшение налоговой базы не будет расцениваться как попытка получения необоснованной выгоды.

Однако, здесь стоит быть аккуратным – ведь любая ошибка при определении налоговой базы и объектов налогообложения может быть расценена налоговиками как преднамеренный шаг или результат мошеннической сделки, поскольку результатом является налоговая недоимка (занижение суммы налога).

Важно понимать, что изменения законодательства – это не желание «задушить» бизнес, а, наоборот, еще одна попытка обезопасить честных налогоплательщиков, отделив их от компаний, использующих серые схемы.

Запрет на регистрацию притворных и мнимых сделок был введен в 2013 году путем внесения изменений в Закон «О бухгалтерском учете».

Также были внесены поправки в Кодекс об административных правонарушениях РФ, где разъясняется понятие грубого нарушения требований к финансовой отчетности и бухгалтерскому учету.

Сделка может быть признана мнимой или притворной, если доказано, что для целей налогообложения учтены несуществующие операции либо в учете отражены объекты, прикрывающие собой другие. Риски налоговых претензий также несут и операции, производимые с лицами, в отношении которых организация действует без должной осмотрительности (кстати, проверить контрагента можно здесь >>).

Умышленное применение так называемых «искусственных» схем в финансовой деятельности компании и отсутствие должной осмотрительности при выборе контрагента с целью получения дополнительной прибыли находятся под пристальным вниманием государственных органов: Минфина РФ, ФНС РФ, Следственного Комитета РФ, Центробанка РФ, Росфинмониторинга РФ и расценивается в правовом поле деятельности налогоплательщиков как получение необоснованной налоговой выгоды.

Налоговые органы, в свою очередь, выделяют список фактов, свидетельствующих о ведении той или иной организацией деятельности с высоким налоговым риском.

Использование компаниями способов занижения налоговой базы является одним из главных критериев оценки деятельности налогоплательщиков, на основании которых налоговые органы определяют необходимость проведения выездных налоговых проверок.

Если налоговыми органами будет доказано, что полученная компанией прибыль была необоснованной, налогоплательщику придется пересчитать налоговые обязательства и заплатить государству недоимку, пени и штрафы.

Как защититься самому?

При оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с проведением операций с недобросовестными контрагентами, ФНС России рекомендует налогоплательщику ознакомиться с Приложением № 2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007, где указаны основные критерии проверки контрагента.

Мы советуем компаниям внедрить «регламент проверки контрагентов», как часть графика документооборота в компании. В нем необходимо прописать следующие критерии и методы проверки:

1. Критерии для контрагентов / сделок по сумме:

2. Критерии проверки по срокам на разных этапах договора:

3. Методы проверки:

  1. Федеральная налоговая служба.
  2. Реестры – ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРН, лицензий, дисквалифицированных лиц и т. д (см. также последствия и ответственность за недостоверные сведения в ЕГРЮЛ).
  3. Федеральная антимонопольная служба – Реестр недобросовестных поставщиков.
  4. Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц – Информация о юридически значимых фактах деятельности организации – ликвидация, реорганизация, банкротство, отмена доверенности, наблюдение).
  5. Федеральная нотариальная палата – реестр уведомлений о залоге движимого имущества.
  6. Федеральный арбитражный суд РФ – информация об участии контрагента в судебных спорах с ФНС и другими компаниями.
  7. Федеральная миграционная служба – проверка реквизитов паспорта руководителя и уполномоченного лица контрагента.
  8. Федеральная служба статистики – возможность получить отчетность контрагента (бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах) по запросу на сайте.

Также необходимо получить от самого контрагента документы, подтверждающие его добросовестность:

Контрагент может отказать вам в предоставлении этих документов, сославшись на конфиденциальность информации. Однако, согласно ФЗ 98 «О коммерческой тайне», эти документы в список конфиденциальных не попадают, и компания обязана их предоставить по запросу. Если же контрагент не предоставляет этих документов, значит, ему есть что скрывать.

После этого оцените возможные риски при работе с сомнительным подрядчиком: если они высоки, откажитесь от этой сделки.

Если же сделка проведена, постарайтесь предвосхитить события – уведомите налоговые органы о мерах, предпринятых вами для снижения или исключения рисков.

Для этого вам необходимо подать уточненные налоговые декларации за периоды, в которые совершались сделки с высоким налоговым риском. Также к декларации необходимо приложить пояснительную записку.

В данной ситуации налоговый орган, исходя из полученных документов, проводит камеральную налоговую проверку.

Если представители власти обладают информацией о работе той или иной организации с признаками нарушений налогового законодательства, в отношении налогоплательщика, который заявил о мерах, предпринятых им для снижения рисков, решение о назначении выездной налоговой проверке принимается только после предварительного согласования с ФНС России. Последнее обстоятельство также можно отметить как преимущество при «добровольной сдаче» в ИФНС фактов ведения бизнеса с высокими налоговыми рисками.

Государство всегда стояло на страже своих интересов и, тем самым, интересов граждан в отношении контроля за поступлением средств в бюджет страны. Операции искусственного обогащения, умышленное нарушение порядка налогообложения, мошеннические схемы во все времена были под пристальным вниманием контролирующих органов.

Важно помнить, что правительство не стремится препятствовать ведению бизнеса в России, поэтому компаниям, которые ведут законную деятельность, не стоит бояться каких-либо изменений законодательства. Работа с добросовестными контрагентами, а также исключение сомнительных сделок обезопасит вас от наблюдения со стороны налоговых органов.

Источник: //fd.ru/articles/158871-novye-pravila-igry-chto-teper-ponimat-pod-neobosnovannoy-nalogovoy-vygodoy

Необоснованная налоговая выгода и прозрачные оффшоры: нововведения на налоговом фронте 2018

Как доказать обоснованность налоговый выгоды и почему старые схемы с оффшорами больше не работают? Мы собрали полезную и даже пугающую информацию о важных нововведениях 2018 года, которую необходимо учитывать, чтобы действовать законно и безопасно.

Необоснованная налоговая выгода: как не попасть на крючок ФНС?

С лета 2017 года в силу вступили поправки в налоговый кодекс (НК) России, которые меняют правила относительно необоснованной налоговой выгоды. Цель поправок – бороться со злоупотреблениями налогоплательщиков в получении налоговых льгот. Ранее решения основывались на судебной практике, но с 2017 года действует новая статья НК и новый подход.

Как сообщают представители ФНС, основным критерием для той или иной сделки является проверка на её реальность. Для того, чтобы получить налоговый вычет, льготы или возврат, компания должна не только на бумаге заключить сделку (скажем, на получение товара), но и обеспечить её выполнение.

ФНС проверяет электронную систему автоматического обмена и приглашает финансовые организации на тест

Если сделка была реальной, т.е. услуга оказана, товар доставлен контрагентом, с которым оформлен договор, то шанс недопонимания со стороны ФНС снижается. При этом в ФНС отмечают, что необходимо осмотрительно выбирать контрагента, как и раньше, но теперь приоритетом становится именно реальное выполнение сделки. Если она реальна, то есть право претендовать на налоговую выгоду.

Важно заметить: если налоговые органы в своих выводах по компании отмечают использование нововведённой статьи НК (54.1), то эти выводы согласуют в Центральном аппарате.

Также эксперты отмечают, что необоснованная налоговая выгода требует доказательств. И здесь важно, чтобы бюджету был нанесён ущерб. Если сделка проведена, она реальная и ущерба нет, несмотря на различные претензии ФНС (скажем, из-за высокой разницы между ценой аренды напрямую и через посредника), есть шанс отстоять своё право на налоговые льготы.

Специалисты отмечают и то, что использование различных структур теперь также должно быть обоснованно.

Судебная практика последних лет показывает, что иностранную компанию, которая не является полноценно действующим лицом сделки, а просто «перекачивает» деньги из одного государства в другое, рассмотрят как инструмент для получения необоснованной налоговой выгоды и потребуют доплатить налоги, как это сделали с Северсталью.

Также мы отмечаем кардинальное изменение отношения к использованию оффшорных и иностранных компаний и счетов. Неожиданно в массовом порядке эксперты обратили внимание на то, что мы говорим последние 5 лет: мир становится прозрачным и привычные инструменты перестают работать.

Этому активно помогают международные соглашения, ужесточения правил против отмывания денег и размытия налоговой базы, как и вступивший в силу в России автоматический обмен налоговой информацией.

Верховный Суд позволил ФНС менять решение по налоговым льготам от нижестоящих инстанций: иностранный счет для защиты активов компании

Прозрачность повсюду: банки, регистры, обмены

Как вам хорошо известно, в конце декабря 2017 года Россия активировала автоматический обмен. 73 страны пришлют информацию в Россию о банковских вкладах её резидентов в 2018-2019 годах. А затем обмен будет проходить на автоматической ежегодной основе.

К обмену присоединились в том числе популярные у россиян банковские юрисдикции, где хранят средства, как частные лица, так и компании: Кипр, Люксембург, Андорра, Швейцария с 2019 года.

Это автоматически создаёт риски для тех, кто не хотел декларировать иностранные счета, как того требует закон, как и для тех, у кого есть иностранные компании (КИК). В ФНС смогут узнать об их существовании, а следовательно назначить штрафы в рамках налогового и валютного законодательства.

Прозрачность вступает в свои права не только в крупных странах, которые больше всего страдают от нехватки налогов.

Давление оказывают и на оффшорные зоны, которые долгие годы славились своей анонимностью и закрытостью. Джерси, Гернси и другие присоединились к автоматическому обмену.

Британские Виргинские острова исключены из списка оффшоров ФНС, а значит готовы к обмену информацией с Россией.

Также это означает, что привычные и относительно простые структуры компаний, которые раньше позволяли лихо сэкономить на налогах и скрыть личную информацию, будут работать хуже или перестанут действовать вообще.

Не меньшую тревогу вызывает желание властей разных стран раскрывать реестры бенефициаров компаний. Где-то его делают полностью доступным и прозрачным, как в Великобритании, а где-то с доступом только со стороны правоохранительных органов. О желании раскрыть бенефициаров заявил Кипр, который до сих пор пользуется большой популярностью у российских предпринимателей.

Необходимо кардинально менять подход к собственному бизнесу и к защите активов. Приходиться забыть о полной анонимности и возможности «не платить налоги». Одно из требований, которые вводят страны, в частности, ЕС – это требование платить подоходный налог хотя бы в одной стране. Иными словами, если компания или лицо выводит прибыль и не платит налоги вообще, то к нему точно явится проверка.

Неужели придётся отказаться от иностранных компаний и счетов? Разумеется, нет. Опять же: меняется подход, а не суть, ведь иностранные компании, трасты, счета и иные активы диверсифицируют риски, повышают доходность и дают предсказуемость.

Если ваша цель – меньше отчитываться перед российскими налоговиками, то разумным решением становится смена налогового резидентства. Пробыв более 183 дней в году вне России, вы сможете стать резидентом в другой стране. Это освобождает вас от необходимости декларировать иностранные компании, как и иностранные банковские счета благодаря нововведениям в валютное законодательство.

Лучшее налоговое резидентство в Европе – 11 стран с самыми низкими налогами для резидентства

Однако налоговое резидентство – это не просто переезд в новую страну «на бумаге». В России этот принцип ещё не используется активно, в отличие от других государств, но его следует учитывать.

Он называется «центр жизненных интересов».

Если вы заявляете себя жителем Швейцарии, но ваша семья в полном составе живёт в Москве, плюс ваша компания работает здесь же, то возникает вопрос: а не обманываете ли вы кого-нибудь?

По этой причине планирование налоговой резиденции – важнейший этап на пути защиты своей жизни и активов. Благодаря ей вы сможете эффективнее использовать иностранные компании и счета. Подробнее о налоговом резидентстве вы узнаете на портале. Если же вы знаете в каком направлении хотите переехать, то смело обращайтесь за помощью к консультантам портала: info@offshore-pro.info.

Источник: //internationalwealth.info/tax-planning/unreasonable-tax-benefits-and-transparent-offshores-innovations-on-the-tax-front-2018/

Презумпция добросовестности налогоплательщика — новая статья в НК РФ

Презумпция добросовестности налогоплательщика — исходный принцип налоговых правоотношений. Из нашего материала вы узнаете о том, как этот принцип закреплен в НК РФ и что налогоплательщикам ожидать с появлением в кодексе новой статьи о запрете налоговых злоупотреблений.

Как закреплена презумпция добросовестности налогоплательщика в НК РФ

Запреты и права налогоплательщика по статье 54.1 НК РФ

Понятие необоснованной налоговой выгоды

Как удавалось доказать необоснованную налоговую выгоду до введения статьи 54.1 НК РФ и чего ожидать после ее появления

Ограничение формальных обвинений по нормам новой статьи НК РФ

Итоги

Как закреплена презумпция добросовестности налогоплательщика в НК РФ?

В налоговом законодательстве отсутствует расшифровка понятия «презумпция добросовестности», и сам термин в НПА не применяется. При этом из ст. 108 НК РФ следует, что:

Положения этой статьи закрепляют на законодательном уровне принцип презумпции добросовестности налогоплательщика.

Чтобы узнать, помогает ли принцип презумпции добросовестности плательщика налога отстоять в суде вычет по НДС, перейдите по ссылке.

На практике налогоплательщику в большинстве случаев приходится самому доказывать свою невиновность. С появлением в Налоговом кодексе новой ст. 54.1 о запрете налоговых злоупотреблений налогоплательщику необходимо учесть ее нормы при доказывании своей невиновности. Остановимся на содержании этой статьи подробнее.

О появлении в НК РФ новой статьи мы информировали вас ранее.

Запреты и права налогоплательщика по статье 54.1 НК РФ

Ст. 54.1 определяет пределы осуществления прав налогоплательщика по исчислению суммы налога, сбора, страховых платежей.

В п. 1 ст. установлен запрет на уменьшение налоговой базы или суммы налога, если при их расчете налогоплательщик использовал недостоверные данные:

Если хозяйствующий субъект при определении налоговых обязательств использует достоверные фактические данные, ему позволено уменьшить налоговую базу (п. 2 рассматриваемой статьи). При этом требуется одновременное соблюдение 2 условий:

В последнем пункте статьи законодателем предусмотрена своего рода поблажка для налогоплательщика (о ней мы расскажем далее).

Данная статья, хотя и посвящена вопросам налоговой выгоды, не содержит расшифровку непосредственно понятия необоснованной налоговой выгоды, в которой контролеры пытаются уличить хозяйствующих субъектов. Из следующего раздела вы узнаете, как трактуют это понятие судьи.

См. также: «ФНС рассказала, как доказываются злоупотребления налогоплательщиков».

Понятие необоснованной налоговой выгоды

Этот термин в НК РФ не расшифрован, хотя доказывание необоснованной налоговой выгоды (ННВ) вовсю используется налоговиками в суде.

Обвинение в получении ННВ может последовать от контролеров, если:

Понятие «налоговая выгода» расшифровано в постановлении Пленума ВАС «Об оценке судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» от 12.10.2006 № 53 как уменьшение налоговых обязательств за счет получения:

А также за счет:

Налоговая выгода может быть признана ННВ, если ее получение не связано с реальной деятельностью налогоплательщика.

С появлением ст. 54.1 теперь и в налоговом законодательстве установлена четкая взаимосвязь между реальной деятельностью хозяйствующего субъекта и возможностью снижения налоговых обязательств.

Как удавалось доказать необоснованную налоговую выгоду до введения статьи 54.1 НК РФ и чего ожидать после ее появления

До появления ст. 54.1 контролерам удавалось раздобыть доказательства получения необоснованной налоговой выгоды путем сбора информации о том, что деятельность налогоплательщика нереальна.

Фиктивную (нереальную) деятельность они подтверждали:

С появлением ст. 54.1 налогоплательщику необходимо подтвердить:

Это означает, к примеру, что отсутствие у заказчика документов, подтверждающих надлежащее исполнение договоров, может послужить поводом для отказа в вычете расходов и НДС.

Как влияет собственная осторожность и осмотрительность налогоплательщика на оценку судами ННВ, узнайте здесь.

См. также: «При обжаловании результатов по «старым» проверкам нельзя ссылаться на ст. 54.1 НК РФ».

Ограничение формальных обвинений по нормам новой статьи НК РФ

До появления в Налоговом кодексе ст. 54.1 налоговики пытались доказать получение ННВ налогоплательщиком, если обнаружат:

Однако, по мнению судей, сами по себе эти обстоятельства не могли являться основанием для признания получения ННВ и рассматривались в качестве доказательства только во взаимосвязи с иными факторами.

Новая статья НК РФ перечень таких обстоятельств ограничила. В п. 3 этой статьи сформулировано важное правило, позволяющее избежать обвинений в получении ННВ по формальным основаниям.

Так, не являются самостоятельными основаниями для отказа в уменьшении налоговой базы:

В настоящее время по-прежнему судами рассматриваются все доказательства и обстоятельства в совокупности, и ст. 54.1 НК РФ кардинальных изменений в этот процесс не внесла.

В связи с чем вероятность применения наказания за прошлые периоды при изменении судебного решения не в пользу недобросовестного налогоплательщика очень велика. Такое решение вынес КС РФ в постановлении от 28.11.2017 № 34-П.

А поскольку постановление № 53 более детально рассматривает и понятие налоговой выгоды, и обстоятельства, при которых она может быть признана необоснованной, следует ожидать, что им и в дальнейшем будут руководствоваться суды при рассмотрении дел о ННВ.

Итоги

Под презумпцией добросовестности налогоплательщика понимается невиновность лица в совершении налогового правонарушения при отсутствии доказательств его вины.

Налоговики смогут доказать его вину, если во время налоговой проверки найдут подтверждение нереальности его деятельности даже при отсутствии недочетов в документах.

Новая статья Налогового кодекса определяет пределы осуществления прав налогоплательщика по исчислению суммы налога, сбора, страховых платежей. С появлением этой статьи в налоговом законодательстве установлена четкая взаимосвязь между реальной деятельностью хозяйствующего субъекта и возможностью законного снижения налоговых обязательств.

Подписывайтесь на наш бухгалтерский канал Яндекс.Дзен

Подписаться

Источник: //nalog-nalog.ru/otvetstvennost/nalogovaya_otvetstvennost/prezumpciya_dobrosovestnosti_nalogoplatelwika_novaya_statya_v_nk_rf/

Нововведения в ГК РФ: 5 ключевых поправок в главу 23 «Обеспечение исполнения обязательств»

* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

Продолжаем обзор основных нововведений общей части обязательственного права (изменений в раздел III ГК РФ, вступивших в силу 1 июня 2015 года).

В данной статье будут рассмотрены изменения, внесенные в главу 23 кодекса «Обеспечение исполнения обязательств».

1. О неустойке: основания и порядок уменьшения.

В прежней редакции статьи 333 ГК РФ у суда было право лишь уменьшить неустойку, явно несоразмерную последствиям нарушения обязательства.

В новой редакции порядок применения судом указанного права конкретизирован. Она фактически «подогнала» данную норму под последние разъяснения высших судебных инстанций по вопросу уменьшения неустойки. Итак:

2. О поручительстве.

2.1. Основания возникновения поручительства (статья 361). В эту статью внесен ряд важных изменений:

2.2. Права поручителя.

Во-первых, поручитель освобождается от ответственности при утрате иного обеспечения основного обязательства, существовавшего на момент возникновения поручительства, по обстоятельствам, зависящим от кредитора (пункт 4 статьи 363).

Напомним: если основное обязательство, к примеру, помимо поручительства обеспечено также залогом, то в соответствии со статьей 365 ГК РФ в случае исполнения такого обязательства поручителем к нему переходят права залогодержателя.

Соответственно если в период действия поручительства предмет залога, к примеру, прекратил существование по вине кредитора, то по новым правилам поручитель освобождается от ответственности в части, обеспеченной таким залогом, если докажет, что в момент дачи поручительства он мог разумно рассчитывать на возмещение за счет залога.

Во-вторых, поручитель вправе не исполнять свое обязательство, пока у кредитора есть возможность получить удовлетворение посредством проведения с должником зачета встречных требований (пункт 2 статьи 364).

2.3. Прекращение поручительства (ст. 367)

3. Независимая гарантия вместо банковской гарантии (параграф 6 главы 23).

Сфера применения банковской гарантии расширилась, что вызвало необходимость смены наименования такого вида обеспечения.

Если банковскую гарантию были вправе давать исключительно кредитные или страховые организации, то субъектом независимой гарантии (гарантом) вправе являться любая коммерческая организация.

Изменения вызваны тем, что прежнюю редакцию принимали в «переходный период», когда риски злоупотребления правом были гораздо выше, что и требовало ограничения круга субъектов, правомочных давать независимую от основного обязательства гарантию.

Помимо изменения субъектного состава, правила о гарантии подверглись ряду других изменений:

— гарант должен рассмотреть требование бенефициара и приложенные к нему документы в течение пяти дней с момента их получения (пункт 2 статьи 375), и в этот же срок произвести платеж, если требование признано им надлежащим (условия гарантии могут устанавливать иной срок, но не более тридцати дней) – прежняя редакция предусматривала рассмотрение требования в разумный срок;

— гарант вправе приостановить платеж на срок до семи дней, если есть разумные основания полагать, что представленные документы являются недостоверными либо отсутствуют основания для выплаты установленной гарантией суммы (пункт 2 статьи 376).

4. Новое в положениях о задатке (параграф 7 главы 23).

Этот параграф практически не подвергся изменениям, за исключением одного важного нововведения – статья 380 дополнена пунктом 4, согласно которому по соглашению сторон задатком может быть обеспечено исполнение обязательства по заключению основного договора на условиях, предусмотренных предварительным договором (если иное не установлено законом).

Положение, по сути, является очередным нормативным закреплением сложившейся практики – не секрет, что задаток часто уплачивается, к примеру, покупателем продавцу до заключения договора купли-продажи соответствующего имущества, тем самым обеспечивая обязанность по заключению такого договора.

5. Новый вид обеспечения – обеспечительный платеж (параграф 8 главы 23).

Согласно пункту 1 статьи 381.1 обеспечительный платеж – это денежная сумма, которую должник передает кредитору в обеспечение исполнения денежного обязательства, в том числе обязанности возместить убытки или уплатить неустойку. Таким платежом может обеспечиваться и обязательство, которое возникнет в будущем.

Статья 381.1 устанавливает порядок распределения обеспечительного платежа между сторонами:

Кроме того, договор может предусматривать обязанность соответствующей стороны дополнительно внести обеспечительный платеж или возвратить его при наступлении определенных обстоятельств (пункт 3 статьи 381.1).

Обеспечительный платеж до вступления в силу комментируемых изменений также широко применялся в деловой практике, например, в арендных отношениях. Теперь практику закрепили в законодательстве.

См. статью «Нововведения в Гражданском кодексе: 13 важнейших изменений общей части обязательственного права»

Дата редакции: 31.07.2015

Источник: //ceur.ru/library/articles/obshhie_stati/item196579/

Необоснованная налоговая выгода: советы налогоплательщику

С 19 августа 2017 года вступила в силу статья 54.1 НК РФ, которая определяет пределы законной и незаконной оптимизации налогов. Как это повлияет на российский бизнес и на что следует обратить внимание налогоплательщику – рассказываем в статье.

Заканчивается 2017 год. Он принес нам много новвоведений и одно из них важное и долгожданное — закрепление понятия «необоснованная налоговая выгода» в статье 54.1 НК РФ и разработка методических рекомендаций для налоговых и следственных органов Следственного Комитета РФ по установлению в ходе проверок умысла в неуплате налогов и сборов.

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

Новые нормы родом из 2006 года.  В их основе лежат положения Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».

Именно это Постановление и ввело в оборот понятие «налоговой выгоды».

11 лет понадобилось, чтобы это понятие, благодаря Федеральному Закону от 18 июля 2017 года № 163-ФЗ, появилось (правда, косвенно) в Налоговом Кодексе.

Принятый Федеральный закон № 163-ФЗ, увы, не идеален и ФНС РФ пришлось выпустить два разъяснения о том, как трактовать новую статью НК РФ — Письма ФНС России от 16.08.2017 г. № СА-4-7/16152@, от 31.10.2017 г. № ЕД-4-9/22123@. В письмах буквально содержится рекомендация налоговым инспекторам руководствоваться формулировками из Закона.

Главной целью (то, ради чего он был принят) Федерального закона № 163-ФЗ стало:

  1. защитита тех налогоплательщиков, которые должным образом исполняют свои обязанности, предусмотренные налоговым законодательством;
  2. борьба с фирмами — «однодневками»;
  3. прекращение необоснованного использования налоговых послаблений, льгот и т.п.

Как нововведения повлияют на жизнь налогоплательщика?

Итак, давайте посмотрим, что изменит принятие Федерального закона № 163-ФЗ для налогоплательщика. Несомненно, есть и плюсы, есть и минусы.

Плюсы в следующем:

1) Инспекция в ходе проверки не вправе доначислять компании налоги только из-за того, что:

2) налоговый орган, а не на налогоплательщик, должен доказать, что хозяйственная операция, например, поставка или отгрузка товара, имела место только на бумаге. Если будет установлено, что сделка действительно совершена, то налоговым органам необходимо будет доказать, что основная ее цель  – снижение налоговой базы.

Минусы для компаний:

1) в ходе налоговой проверки у компании могут запросить копии договоров с посредниками;

2) новые нормы Налогового Кодекса распространяются на страховые взносы и на плательщиков страховых взносов;

3) налоговый орган может воспользоваться ситуацией в свою пользу: общие и размытые формулировки трактовать в свою пользу.

Например, не понятно по каким признакам будет определяться то, что основной целью совершения сделки была неуплата налога.

 А к понятию «искажение сведений о фактах хозяйственной жизни» вообще можно отнести как существенные, так и несущественные недостатки в первичных документах, а также формальные признаки фирмы-однодневки у контрагента. 

Компаниям стоит удвоить бдительность

Что можно посоветовать компаниям?

Во-первых,  быть готовым к тому, что инспекция может запросить документы и информацию относительно вашего выбора контрагента.

Например, документы, фиксирующие результаты поиска и отбора контрагента, результаты мониторинга рынка соответствующих товаров (работ, услуг), изучения и оценки потенциальных контрагентов, документально оформленное обоснование выбора конкретного контрагента (закрепленный порядок контроля за отбором и оценкой рисков, порядок проведения тендера и др.), деловую переписку. Теперь налоговые органы будут еще тщательнее проверять бизнес, требовать больше пояснений по тем или иным хозяйственным операциям.

Во-вторых, компаниям лучше заранее позаботиться о доказательствах деловой цели сделки, реальности ее исполнения сторонами.

Не забывайте проявлять должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагента (можно использовать доступные сервисы для проверки контрагентов. Например, Контур.

Фокус) и со всей серьезностью подходите к оформлению документов. Но, конечно, новый виток налоговых споров не избежен, поэтому отслеживайте судебную практику.

Полезные материалы: 

5 шагов, которые нужно пройти, если вы не согласны с результатами выездной проверки

Две сложные ситуации во время выездной проверки

Как составить возражения на акт выездной налоговой проверки

Источник: //school.kontur.ru/publications/183