Освобожденная из плена женщина рассказала про ужасы которые пережила в плене у боевиков
Проведя в плену у боевиков три месяца, 48-летняя полтавчанка Ирина Бойко… кардинально изменила свое мнение о тех, кого раньше считала врагами.
— Ой, осторожно, палец! — отдергивает Ирина руку, когда я пытаюсь ее пожать.
Я знала, что из плена 48-летняя полтавчанка, волонтер Ирина Бойко вернулась с отрезанной фалангой мизинца, но так всегда: попадаешь именно по больному месту.
— Это надо мной казаки издевались, — пытается улыбаться моя собеседница. — В первую же ночь отрезали. Ножницами. Все быстро сделали. Больно не было.
На теле у Ирины, что называется, живого места не осталось. Сломаны ребра и нижняя челюсть, на голове раны.
— Они меня били за каждое украинское слово, — у женщины появляются слезы на глазах. — Хорошо, что желто-синий флаг, который везли бойцам на передовую, я успела спрятать в трусы. Иначе мы бы не беседовали сейчас…
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ — Москаль поставил на место жителя Попасной (ВИДЕО 18+)
В зону боевых действий активистка Майдана Ирина Бойко ездила не раз. В основном доставляла туда продукты питания для защитников суверенной Украины.
19 июня она и трое ее товарищей по Майдану, заполнив два пикапа гуманитарной помощью, взяли курс на Луганщину.
Но на блокпосту при въезде в поселок Должанский их остановил отряд донских казаков, которые, кстати, еще в феврале просили Путина ввести на Донбасс войска, чтобы защитить местное население от… эскалации НАТО.
— Это настоящие изверги, — говорит Ирина. — Пытали очень жестоко. Били резиновыми палками с металлическими стержнями, молотками, сверлили кости электрической дрелью. Вставляли ложки под веки, пытаясь вынимать глаза. Теперь один глаз у меня почти не видит.
Чтобы отвести угрозу от ребят, я сказала, что являюсь руководителем группы, которая выполняет благотворительную миссию. «Ты, сука, привезла „укропам“ жрачку, и это называешь благотворительной миссией?» — кричали казаки, не переставая измываться. К утру у меня просто не было лица — оно распухло и превратилось в кроваво-синее месиво.Прошло уже четыре месяца, а синяки под глазами, как видите, до сих пор остались.
— Что-то требовали взамен за сохранение вашей жизни или предоставление свободы?
— Дали в руки телефон. «Звони дочке, пусть добивается, чтобы воинская часть в Должанском на протяжении часа сложила оружие», — приказали. Я только успела сообщить Тане о нашем задержании и об этом условии, как телефон забрали.
С того момента связи ни с Ириной, ни с тремя остальными волонтерами не было вплоть до 27 сентября.
— Уже через полчаса после тревожного сообщения я сидела в кабинете начальника областной милиции Ивана Григорьевича Корсуна, — рассказывает 29-летняя юрист Татьяна Ефремова, дочь потерпевшей. — Начались поиски пропавших.
С родственниками остальных пленников мы обращались во все инстанции, но ответ был везде один и тот же: о таких людях нет никакой информации. Правда, через несколько дней после похищения выяснилось, что в Ровеньках с маминой карточки были сняты деньги, а в Горловке с ее страницы в социальных сетях кто-то выходил в Интернет.
Но дальше — нигде никакого следа. Одни гадалки успокаивали тем, что мама жива, но находится в тяжелом состоянии, а другие ничем утешить не могли.
До того черного дня Таня даже не подозревала, что проблем в ее жизни на самом деле не существовало. Только с пропажей родного человека поняла, сколько мама делала для нее и ее семьи. Еще у Татьяны произошла переоценка людей, с которыми общалась до этого, считала близкими по духу. Они куда-то исчезли.
Зато несчастье подарило ей и настоящих друзей. Одним из первых позвонил, чтобы сказать слова поддержки, и больше не исчезал из ее жизни бывший сотрудник Полтавской городской милиции Валентин Артемьев, который в знак протеста против режима Януковича 30 ноября прошлого года подал рапорт на увольнение.
Майдановец Михаил Дугин сажал Таню в свою машину и просто возил по городу, чтобы отвлечь от дурных мыслей. Женя Ситько, когда уже многие боялись ездить в зону АТО, расклеивал и раздавал там фотографии захваченных в плен полтавчан. А церкви многих конфессий, даже в Иерусалиме, молились за их здравие.
К поискам заложников подключился также известный полтавский правозащитник Василий Ковальчук. Первым делом он вышел на Игоря Безлера, с которым вместе служили когда-то в Афганистане лейтенантами.
Оба тогда вернулись на родину с наградами — орденами Красной звезды. Но последние события в стране развели бывших боевых побратимов по разные стороны баррикад. Ковальчук признает: Безлер ему враг, но враг умный.СМОТРИТЕ ТАКЖЕ — На Волыне гумконвой из Германии попал в ДТП (ФОТО + ВИДЕО)
Зачастую Бес шокирует эпатажностью своих поступков.
— Двадцать седьмого сентября в десять вечера Игорь позвонил мне на мобильный и предложил забрать из плена Ирину Бойко, — рассказывает Василий Ковальчук. — С уточнением: если я этого хочу. И с условием: прибыть в Горловку не позже восьми часов утра следующего дня.
Хотя по поводу Иры мы с ним разговаривали дважды. Первый раз он сказал, что взорвал ее в микроавтобусе, а второй — что застрелил. Но в этот раз Бес не блефовал. «Оказывается, я ошибся.
Ирина Бойко жива, она у меня», — заверил и дал слово офицера, что нас на его территории никто не тронет.
Прежде чем отправиться в опасную дорогу, дочь Ирины, с которой тут же связался Василий Ковальчук, попросила Игоря Безлера передать трубку маме. «Не поверю, пока не услышу ее голос», — заявила Татьяна Ефремова. Через какое-то время Ирина сама позвонила дочери с чужого номера.
— Мы разговаривали целых двадцать минут! — вспоминает молодая женщина. — Первое, о чем спросила мама: «Почему вы меня так долго искали? Я уже думала, что все забыли обо мне». Закончив разговор, я тут же стала собирать чемодан.
Нельзя сказать, чтобы муж поддержал меня: «Ты хоть представляешь, куда ты едешь? В самое логово врага! Тебя там расстреляют!» Приблизительно те же слова слышала и от своих друзей. Но меня ничто не могло остановить. Я вспомнила, как ждала маму в больнице, где после тяжелых травм провела девять месяцев, в тот день, когда меня выписывали.
Тогда каждая минута мне казалась годом. Решила так: даже если со мной что-то случится, у детей останется отец, а мы с мамой будем ТАМ вместе.
Миша Дугин снова сел за руль своей машины, и мы отправились забирать маму из плена.
— Истинную причину звонка от Безлера я понял, сидя в его кабинете, — продолжает Василий Ковальчук. — Поначалу, зная Игоря как человека настроения, думал, что его благодушие связано с недавним присвоением ему звания генерал-майора армии ДНР, чем он не преминул похвастаться.
Но потом понял: я как правозащитник, занимающийся поисками пленных, нужен был ему в качестве статиста, наблюдателя. В тот день в неспокойном регионе работала миссия Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) — изучала возможности создания комендатур (по типу, как в Косово), куда должны войти представители Украины, России, ДНР и ОБСЕ.
И Безлеру важно было, чтобы не только иностранцы, но и украинские правозащитники зафиксировали, что войска «ДНР» соблюдают условия перемирия.
Но как бы там ни было, Иру удалось вернуть живой.
— Вы вели речь об остальных пленных, которых взяли казаки вместе с Ириной Бойко?
— Конечно. И не только о них. Я очень просил Игоря разыскать Романа Диллера из Решетиловского района — отца трех маленьких мальчиков. Особый акцент делал на его национальности.
Роман, так же, как и Игорь, немец по происхождению. Безлер обещал помочь. А мне передал список семи «дэнээровцев», которые находятся в местах заключения на Полтавщине. Будем менять людей, если их удастся разыскать.
Увы, о судьбе трех попутчиков Бойко мы пока ничего не знаем.
«Охранник поделился со мной тем, что сам имел, — стаканом молока и пряником»
Ирина Бойко, медик по образованию, председатель правления полтавского областного благотворительного фонда «Виктория», провела в плену 99 дней. Неизвестно, какие планы в отношении Бойко вынашивали захватчики. Но ее спасло то, говорит женщина, что она очутилась на территории, которую контролирует Безлер.
— Нас — несколько человек, таких, как я — вывезли из Антрацита в Горловку на открытой машине 22 июня, — воспоминания даются Ирине тяжело. Она то и дело плачет. — Здесь мне наконец-то была оказана медицинская помощь. Я была такая слабая, что никто не верил в то, что смогу когда-нибудь подняться на ноги.
Рыдала и просила Бога, чтобы он помог моим близким найти меня. Иногда наступали минуты отчаяния, когда я желала умереть. Ведь двум смертям не бывать, а одной не миновать. Страшна не сама смерть, а ее ожидание. Но в Горловке было уже совершенно другое отношение к пленным. Не били, хорошо кормили.
Врачи всерьез занялись моим лечением, и я постепенно выкарабкалась. Я считалась политической заключенной, поэтому даже в туалет ходила под дулом автомата, мне не разрешалось звонить родным, передо мной были закрыты все двери. Зато чувствовалась поддержка людей, которые были мне… врагами.Жены наших надзирателей передавали через них что-нибудь вкусненькое, предметы гигиены. А однажды охранник поделился со мной тем, что имел, — стаканом молока и пряником.
Постепенно мы сближались с этими людьми. Меня, если надо было, звали кому-то оказать первую медицинскую помощь. Пришлось как-то одному горловскому алкоголику, которого посадили на пятнадцать суток, руку вправлять.
У Безлера пьяниц «лечат», кстати сказать, своими методами. Несколько ударов резиновым шлангом по губам, пятнадцать суток на общественных работах и — на рытье окопов. Правильно это или не правильно, но там такой порядок.
Люди Безлера, у которых я была в плену, называли меня «Ируська», «сестренка». Жалели и говорили, что мне нельзя возвращаться домой, что меня убьют на первом же укропском блокпосту.
Вы понимаете, насколько народ с обеих сторон зомбирован пропагандой? Население Донбасса считает, что здесь фашисты и бандеровцы, которые убивают всех инакомыслящих, а нам вдалбливают, что там одни головорезы, бандиты и наркоманы. Да, мы немного разные, но мы один народ.
Это война политиков, а не война народов. Политики манипулируют чужими жизнями, наживаются на смертях. По какому праву?
Особенно мы сошлись с подполковником Корсой. Это маленькая, худенькая, как тростинка, женщина, с невероятно твердым характером, которая командует мужским подразделением — местным «Беркутом». Она была уже на пенсии, но вернулась на службу. Корса напомнила мне одну нашу волонтерку из Кременчуга.
У них идентичные взгляды на происходящие, жизненные ценности. Вот только стоят они по разные стороны баррикад. Хотя обе не хотят войны. Простых людей сделали пушечным мясом. А они хотят жить в мире, иметь работу, любить, растить детей. И я, как только поправлю здоровье, буду до последнего вздоха бороться за это всеми своими силами.
Потому что, пройдя через пекло, я поняла: мы все одна семья.
— Вам предлагали остаться в ополчении?
— Да, меня просили сделать выбор. И я его сделала, вернувшись в Полтаву. Меня провожали со слезами на глазах. Надавали еды, задарили подарками. А дома одни встречают меня, как героя, а другие обвиняют в том, что… осталась жива.
Источник: //www.ipukr.com/?p=21229
Страшная судьба женщин-пленниц во время ВОВ
Многие советские женщины, служившие в Красной Армии, готовы были покончить с собой, чтобы не попасть в плен. Насилие, издевательства, мучительные казни – такая судьба ждала большую часть пленных медсестер, связисток, разведчиц. Лишь немногие оказывались в лагерях военнопленных, но и там их положение зачастую было даже хуже, чем у мужчин-красноармейцев.
Во время Великой Отечественной в рядах Красной Армии сражалось более 800 тысяч женщин. Немцы приравнивали советских медсестер, разведчиц, снайперов к партизанам и не считали их военнослужащими. Поэтому германское командование не распространяло на них даже те немногие международные правила обращения с военнопленными, которые действовали в отношении советских солдат-мужчин.Советская фронтовая медсестра.В материалах Нюрнбергского процесса сохранился приказ, действовавший на протяжении войны: расстреливать всех «комиссаров, которых можно узнать по советской звезде на рукаве и русских женщин в форме».Расстрел чаще всего завершал череду издевательств: женщин избивали, жестоко насиловали, на их телах вырезали ругательства. Тела нередко раздевали и бросали, даже не задумываясь о погребении. В книге Арона Шнеера приведено свидетельство немецкого солдата Ганса Рудгофа, который в 1942 году увидел мертвых советских санитарок: «Их расстреляли и бросили на дорогу. Они лежали обнаженные».
Светлана Алексиевич в книге «У войны не женское лицо» цитирует воспоминания одной из женщин-военнослужащих. По ее словам, они всегда держали для себя два патрона, чтобы застрелиться, а не попасть в плен. Второй патрон – на случай осечки.
Эта же участница войны вспоминала, что произошло с пленной девятнадцатилетней медсестрой. Когда ее нашли, у нее была отрезана грудь и выколоты глаза: «Ее посадили на кол… Мороз, и она белая-белая, и волосы все седые».
В рюкзаке у погибшей девушки были письма из дома и детская игрушка.
Известный своей жестокостью обергруппенфюрер СС Фридрих Еккельн приравнивал женщин к комиссарам и евреям. Всех их, согласно его распоряжению, полагалось допрашивать с пристрастием и затем расстреливать.
Женщины-военнослужащие в лагерях
Тех женщин, кому удавалось избежать расстрела, отправляли в лагеря. Там их ожидало практически постоянное насилие. Особенно жестоки были полицаи и те военнопленные-мужчины, которые согласились работать на фашистов и перешли в лагерную охрану. Женщин часто давали им «в награду» за службу.
В лагерях зачастую не было элементарных бытовых условий. Заключенные концлагеря Равенсбрюк старались по возможности облегчить свое существование: голову мыли выдававшимся на завтрак эрзац-кофе, сами тайно вытачивали себе расчески.
Согласно нормам международного права, военнопленных нельзя было привлекать к работам на военных заводах. Но к женщинам это не применяли. В 1943 году попавшая в плен Елизавета Клемм попыталась от имени группы заключенных опротестовать решение немцев отправить советских женщин на завод.
В ответ на это власти сначала избили всех, а потом согнали в тесное помещение, где нельзя было даже двинуться.
В Равенсбрюке женщины-военнопленные шили обмундирование для немецких войск, работали в лазарете. В апреле 1943 года там произошел и знаменитый «марш протеста»: лагерное начальство хотело наказать непокорных, которые ссылались на Женевскую Конвенцию и требовали обращения с ними как с военнослужащими, попавшими в плен. Женщины должны были маршировать по территории лагеря.
И они маршировали. Но не обреченно, а чеканя шаг, как на параде, стройной колонной, с песней «Священная война». Эффект от наказания получился обратным: женщин хотели унизить, а вместо этого получили свидетельство непреклонности и силы духа.В 1942 году под Харьковом в плен попала санитарка Елена Зайцева. Она была беременна, но скрыла это от немцев.
Ее отобрали для работы на военном заводе в городе Нойсен. Рабочий день длился 12 часов, ночевали в цехе на деревянных нарах. Кормили пленных брюквой и картошкой. Трудилась Зайцева до родов, принять их помогли монахини из расположенного недалеко монастыря. Новорожденную отдали монахиням, а мать вернулась на работу. После окончания войны матери и дочери удалось воссоединиться.
Но таких историй со счастливым концом немного.
Советские женщины в концентрационном лагере смерти.Только в 1944 году вышел специальный циркуляр начальника полиции безопасности и СД об обращении с военнопленными-женщинами. Их, как и других советских пленных, надлежало подвергнуть полицейской проверке. Если выяснялось, что женщина «политически неблагонадежна», то статус военнопленной с нее снимался и ее передавали полиции безопасности.
Всех остальных направляли в концлагеря. Фактически, это был первый документ, в котором женщин, служивших в советской армии, уравнивали с военнопленными-мужчинами.
«Неблагонадежных» после допросов отправляли на казнь. В 1944 году в концлагерь Штуттгоф доставили женщину-майора. Даже в крематории над ней продолжали издеваться, пока она не плюнула немцу в лицо.
После этого ее живой затолкали в топку.
Советские женщины в колонне военнопленных.
Бывали случаи, когда женщин отпускали из лагеря и переводили в статус гражданских рабочих. Но сложно сказать, каков был процент действительно отпущенных.
Арон Шнеер замечает, что в карточках многих военнопленных-евреек запись «отпущена и направлена на биржу труда» на самом деле означала совсем иное.
Их формально отпускали, но на самом деле переводили из шталагов в концлагеря, где и казнили.
После плена
Некоторым женщинам удавалось вырваться из плена и даже вернуться в часть. Но пребывание в плену необратимо их меняло. Валентина Костромитина, служившая санинструктором, вспоминала о своей подруге Мусе, побывавшей в плену.
Она «страшно боялась идти в десант, потому что была в плену». Ей так и не удалось «переступить мостик на причале и взойти на катер».
Рассказы подруги производили такое впечатление, что Костромитина боялась плена даже больше, чем бомбежки.
Немалое количество советских женщин-военнопленных после лагерей не могло иметь детей. Нередко над ними ставили эксперименты, подвергали принудительной стерилизации.Те, кто дожил до конца войны, оказывались под давлением со стороны своих же: нередко женщин упрекали в том, что они выжили в плену. От них ожидали, что они покончат с собой, но не сдадутся.
При этом в расчет не принималось даже то, что у многих в момент пленения не было при себе никакого оружия.
Источник: //chert-poberi.ru/interestnoe/strashnaya-sudba-zhenshhin-plennits-vo-vremya-vov.html