Почему исчезают «тургеневские» охотники?
Дорожные очерки Василия Пескова
Василий Песков (1930-2013) — известный писатель, публицист, спецкор газеты «Комсомольская правда». Он долгое время был телеведущим в популярной телепередаче «В мире животных». Необычные рассказы фотоохотника опубликованы в книгах: «Птицы на проводах», «Странствия», «Просёлки», «Окно в природу».
Василий Михайлович за долгие годы репортёрской работы стал мастерским фотоснайпером. Щёлк-щёлк — и на плёнке навсегда остаётся какой-нибудь редкий зверь или пичуга.
Об истории многих своих редких фотографий и ещё о том, как снимают фильмы о животных, Василий Михайлович рассказывает увлекательно и эмоционально. Его фотографии являются не иллюстрациями к текстам, а их составной частью. Каждый из очерков Василия Пескова ценен и интересен.
Для писателя всякое путешествие — радость. Радость не только увидеть, но и рассказать об увиденном. Впечатления о памятных местах, любопытных географических точках и природных уголках, встречах с животными накапливались по крупицам. Много пришлось поездить и походить, чтобы собрать полновесный багаж литературных материалов.
С писателем легко отправляться в путь, с ним можно разглядеть удивительные вещи! Неспешное хождение по дорогам деревенской России наиболее ценное для нас путешествие. Старое, вечное, новое — всё переплетено на этих дорогах, самых поэтичных и самых древних, по мнению Пескова.
Плохонькая дорожка, да неспешная, со всеми подробностями жизни знакомящая. Всего можно коснуться, ко всему можно приглядеться… Просёлочные дороги от деревни к деревне змеятся по косогорам, полям, лесам, около речки, болотца. Из всех путешествий хождение по деревенской России было, пожалуй, самым интересным для Василия Михайловича.
Детство Пескова прошло в деревне, в душе он — человек деревенский, любящий уклад сельской жизни. Дом, двор, сад, огород, поле, лес за околицей, речка… Деревенские люди, череда обычных забот, обычаи, праздники — всё, что связывает человека с землей и с жизнью на ней, привлекает наблюдательного путешественника.Но писатель обращает своё внимание главным образом на то, что исчезает, уходит, оставляя щемящее чувство грусти. В деревне легко увидеть историю нашей страны: разглядеть водяную мельницу, старую деревенскую кузню, «ступной» колодец, паромные переправы и строительство рубленого сельского дома, познакомиться с собирателями лесного дикого мёда, с пастухом, играющим на рожке.
Читая очерки и миниатюры, узнаёшь, чем жив старинный городок Плёс, как выглядит Куликово поле, как работают люди. Всё интересное заметишь, если отправишься в путь с Василием Михайловичем Песковым.
Бежин луг
В прошлом году летом занесло меня в тургеневские моста в Орловской и Тульской областях. И я подумал: где-то ведь должен быть Бежин луг.
Стали искать. И нашли. На краю Тульской области стоит деревня с названием Бежим луг. А за деревней, в низине, мы нашли то, что искали.
Ну, правда, ведь удивительно пройти по Бежину лугу! У меня даже сердце стало колотиться сильнее. Впрочем, если кто из вас, ребята, ещё ее читал «Записки охотника», тот может и не понять, почему я так волновался…
Удивительно видеть тот самый луг, на котором у огня ночью сидели деревенские ребятишки. Я стоял, припоминая, как было там в книжке… Костер горел где-нибудь у тех дальних кустов. Там течёт чистая тихая речка Снежедь. Она и при Тургеневе так называлась.
Вы помните, как всё было той ночью? В темноте фыркали лошади, кричали ночные птицы. Помните разговор ребятишек у огня?
«— А ведь вот и здесь должны быть русалки…»
— Нет… здесь место чистое, вольное. Одно — река близко…»
Сто лет прошло с той ночи. И вот я с любопытством разглядываю обычный российский луг, ставший знаменитым после тургеневского рассказа.
Да, обычный луг. Цветы, травы, такие же, как везде. Роса. Идешь, и за тобой остаётся темный след по траве.
Кусты лозняка, вблизи зелёные, а издали глянуть — синие с золотой от солнца каёмкой. Кричат жёлтые трясогузки, летают шмели и пчёлы, пастух гонит стадо коров. Примерно так же мог выглядеть луг и сто лет назад.
И всё-таки луг необычный! Оттого, что сто лет назад тут сидели у огня ребятишки? Нет, пожалуй. В старину по многим лугам мальчишки стерегли лошадей. Луг потому необычен, что о нём так хорошо рассказано в книге.
Слово писателя сделало это обычное место необычным и дорогим для каждого из нас.
Встретил я на лугу ребятишек. По их лицам я старался догадаться: как выглядели сто лет назад их прадеды, бывшие тогда мальчишками, Федя, Павел, Илюша, Костя и Ваня. Белоголовые ребятишки катили к реке звонкую шину от большого автомобиля. Они бежали купаться. Я спросил у них, так, для того, чтобы ещё раз убедиться, где я стою:
— Как этот луг называется?
— Бежин лут,— сказал старший.
— Бежин луг,— повторил я, поднимаясь не горку и всё время оглядываясь.— Бежин луг…
Очень интересное дело — узнавать свою землю.
Сверчок
Многие слушали его песню. Но мало кто его видел.
В детстве среди множества деревенских звуков крик коростеля и песня сверчка меня занимали особенно, потому, возможно, что, сколько я ни старался, увидеть сверчка и коростеля не удавалось. Коростели жили за огородом в мокрых лугах.
Определив место крика, я тихо крался, бежал сломя голову, но птица, не взлетая, смолкала и, словно дразня, начинала свое «крекс-крекс!» шагах в двадцати в стороне.
Позже я узнал: коростели бегают, раздвигая травинки, и очень редко взлетают.
Сверчок жил в доме, в проёме печи, где хранились ухваты и кочерга. Чуть начинало смеркаться, и раздавалась тихая, монотонная песня: «трю-трю…» Если в избе было шумно, сверчок молчал. Но стоило голосам стихнуть, начиналось монотонное грустноватое пение.
Кто жил в деревне, хорошо знает эти звуки уюта в обжитом доме. Сколько я ни старался, выманить сверчка из тёмной подпечной ниши не удавалось.И только совсем недавно в зоопарке я увидел таинственного певца, и не одного, а сразу в количестве нескольких тысяч — сверчков тут разводят на корм обезьянам, лягушкам, лемурам, птицам.
Сумеречный музыкант похож одновременно на таракана и на кузнечика. Цвет — рыжевато-коричневый. Два блестящих выразительных глаза, приспособленных к темноте. Два длинных подвижных, похожих на удилища, уса. Ясно, что может прыгать, но больше бегает.
Длинный жёсткий отросток сзади — яйцеклад, которым, как шильцем, сверчок протыкает какой-либо податливый материал и кладет около сотни яиц, из которых вылупляются крошечные сверчата. Они растут, линяя, подобно ракам.
Сбросив двенадцать раз свои жёсткие латы, сверчок становится взрослым. Его монотонное «трюканье» — брачный крик. Два самца, встречаясь где-нибудь в тёмном убежище, дерутся, теряя при этом усы и крылья.
Лишённый жестких передних крыльев, сверчок петь уже не способен, «трю-трю» — это трение друг о друга передних крыльев, одно из которых имеет насечки.
Питаются сверчки всякими крохами органической пищи. В деревенском доме под печкой им хватает вполне того, что прилипнет к ухвату. В зоопарке, я посмотрел, кормят их отрубями, морковкой, огурцами и яблоками.
Сверчки многочисленны в тропиках, там, где тепло и сыро. У нас сверчок довольствуется тропиками искусственными — живёт под печкой, в бане, в котельной. Сожительствуя, несколько насекомых имеют свои территории — «знай сверчок свой шесток».
Хор сверчков может быть надоедливым, но одиночное монотонное «трюканье» связано в нашем сознании с теплом и покоем. И потому сверчок — сожитель в деревенском доме желанный. Городская среда для него представляет меньше удобств.Но многие наверняка слышали, проходя по улице летней ночью, поэтичное «трюканье». Это он, сверчок!
Однажды знакомые звуки я услышал в громадном здании телецентра. И очень обрадовался — надо же, в царстве металла, пластиков, электроники приютился неунывающий музыкант! Вечерами мы даже специально ходили к знакомой двери послушать сверчка. А однажды не удержались — и постучали… сверчком оказался электронный прибор, издававший очень похожие звуки.
//www.youtube.com/watch?v=OsfKyZoQTbc
В Москве я знал двух людей, державших сверчков «для уюта» в маленьких клетках. И как-то прочёл: «Предприимчивый англичанин наладил продажу сверчков новоселам многоэтажных домов».
Есть ещё сверчки полевые. Внешность их несколько отличается от нашего доможила — окраска тёмная, почти чёрная, живут в земляных норках. Но тоже певцы, оттеняющие тишину летней ночи.
Песня сверчка — поэтический символ. Улыбаешься, вспомнив: прозвище Пушкина-лицеиста было Сверчок. Хорошее, необидное, свойское слово.
Неодетая весна
Пора эта очень недолгая — дней десять всего. Снег земля скинула, а в зелень ещё не оделась. Половодье утихло, но в бочагах и канавах много воды. Вода сочится под сапогами. В посветлевшую воду глядятся ивы и ольхи. Преобладающий цвет у земли — рыжевато-белёсый. Полеглые, отбелённые снегом травы, листья и бурьяны подсыхают, хрустят под ступней.
А там, где снег ещё только сошёл, рыжеватая корка земли хранит отпечаток великой мышиной жизни под снегом: туннели, гнезда из мягких стеблей, шахты, кладовки, трассы отважных странствий. Зимой только лисы знают про эту жизнь. Теперь же мышиные царства доступны глазу. Они похожи на древние городища, лишённые жизни.
Но ведь не смыли же вешние воды мышиный народец, где-то он тут, под ногами — затаился, укрылся от снежной воды.
Вороны, сидящие неподвижно в центре мышиного государства, отлично знают: терпенье вознаграждается. И вот одна из них шумно взлетела с добычей видно, как возле клюва мотается гибкий мышиный хвост.
Неодетый лес прозрачен, светел и голосист. Горланят дрозды, свищет скворец, рюмит перед дождиком зяблик. На гулком сосновом суку творит любовную песню дятел, кричат чибисы на опушке, звенит невидимый жаворонок.
Среди громких и сильных звуков вдруг слышишь шорох. Кто бы это?.. Да муравьи! Дубовые листья возле прогретого солнцем жилища подсохли, муравьиный топот по ним отчетливо слышен. Нагнувшись, видишь муравьиные караванные тропы.
Чем жарче солнце, тем оживлённей мелкий лесной народец.
Лимонного цвета бабочка замелькала между деревьями. Провожая её глазами, вдруг видишь в буроватом сквозящем пространстве брызги лилово-розовой краски. Цветёт волчье лыко. Цветут в это время ещё орешник, осина, жёлтыми звездами на суглинистых бугорках показала цветы мать-и-мачеха.
Но царствуют в неодетом лесу цветущие ивы. Семейство у этих кустов и деревьев большое — ива ломкая, ива шелюга, ива бредина… И цветенье многообразное: то видишь большие жёлтые фонари, то жемчужную мелкую россыпь. То большие серебряные барашки.Мягкая «шёрстка» на этих цветах — утепленье на случай морозов.
Буровато-рыжее время… На припёках, однако, прошлогоднюю ветошь уже проткнули зелёные шильца травы, показалась молодая крапива, и уже до предела набухли древесные почки. Дело теперь за теплом.
Два-три погожих солнечных дня — и землю накроет пахучий зелёный дым. Время неодетой весны истекает: зелёный дым и следом зелёный шум.
А потом и всё остальное, что приносит на землю раньше и раньше встающее солнце.
Литература
1. Песков В. Бежин луг / Пионер. — 1968. — № 11.
2. Песков В. Бежин луг / Комсомольская правда, 22 ноября 2012 / //www.orel.kp.ru/daily/25989.3/2919642/
3. Песков В. Дороги и тропы / Роман-газета. — 1976. — № 11.
4. Каурова Г.К. Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П — Я. — М., 2005.
5. Рогожкин А. Родом из детства / Юный натуралист. — 1980. — №3.
6. Томановская Н. Прочти эту книгу и ты! / Костёр. — 1984. — № 7.
Источник: //ruslita.ru/13-glavnaya/391-dorozhnye-ocherki-vasiliya-peskova
Образ
В этой статье мы рассмотрим образ «тургеневских девушек».
Это словосочетание можно услышать довольно часто, но вот что оно обозначает? Для ответа на этот вопрос придется вспомнить произведения Тургенева. Но сначала заметим, что современницы очень любили автора.
У него было больше почитательниц, чем у любого другого русского писателя. Попробуем разобраться, чем же Иван Сергеевич заслужил такую любовь?
Личная трагедия и отношение к любви
Образ «тургеневских девушек» сложился благодаря своеобразному мировоззрению писателя. Во многом он обязан своему появлению отношению Тургенева к любви.
Писатель всю свою жизнь питал безответную страсть к Полине Виардо, известной французской певице.
Это чувство помешало Ивану Сергеевичу жениться, он даже пошел на дипломатическую службу, чтобы быть ближе к предмету воздыхания. Но все было напрасно – Виардо была замужем и любила супруга.
Эта любовная неудача отразилась на мировоззрении Тургенева. Он перестал верить в то, что чувство может сделать человека счастливым.
Для писателя любовь стала непреодолимой силой, которая легко ломает даже самую стойкую личность. В этом можно убедиться на примере судьбы Базарова.
Тургенев был уверен в том, что, столкнувшись с чувством, человек не сможет остаться прежним – любовь перемелет его. В ней автор видит обреченность, неотвратимый фатум.
Образ тургеневской девушки является неким воплощением рока, который призван разрушать жизни – познав любовь, герой обречен на гибель духовную и физическую. Его персонаж либо умирает, как Базаров, либо угасает, как Павел Петрович Кирсанов, который безответно был влюблен в княгиню Р. После того как она умерла, он теряет внутреннюю силу, существует по инерции.
Исходя из сказанного, можно было бы предположить, что женщина, обрекающая мужчину на смерть, должна иметь нечто демоническое. Но Тургенев не позволяет себе взвалить всю ответственность на героиню. Наоборот, он создал практически идеальный образ женщины, какой не удавалось создать ни одному русскому писателю. Имена этих совершенных барышень:
- Елена Стахова («Накануне»);
- Зинаида («Первая любовь»);
- Наталья Ласунская («Рудин»);
- Лиза («Дневник лишнего человека»);
- Ася из одноименного произведения;
- Лиза Калитина («Дворянское гнездо»);
- Вера («Фауст»).
Что касается романа «Отцы и дети», то Анна Одинцова не подходит на роль «тургеневской барышни». Скорее к ним можно причислить Фенечку и Катю.
Образ «тургеневских девушек»: характеристика
Героини писателя разные, но у них есть и общие черты.
Все «тургеневские девушки» очень женственны. Они могут быть и не красивы на первый взгляд, но в них есть что-то особенное.
Его героини «не от мира сего» — очень романтичны, много читают, впечатлительны, живут в своем мире.
Показательно в этом отношении описание Натальи («Рудин»): «оставалась неподвижной… задумывалась… опускала руки… на ее лице отражалась работа мыслей… она чувствовала сильно и глубоко, но тайно».
Тургеневская девушка очень нравственна и безукоризненно добродетельна. Самое важное для нее – быть честной перед собой и не пойти против совести. Только тогда она может быть счастлива.Со стороны может показаться, что такие героини беспомощны и слабы, но это совершенно не так. В них заключена большая сила, которую дает им чувство нравственного долга.
Сломить такую героиню невозможно, если она приняла решение, то уже не изменит его.
«Тургеневские барышни» могут легко принести себя в жертву, но только ради любимого человека. В этом снова проявляется их внутренняя сила. Часто духовной потенциал таких героинь намного выше, чем у любого героя-мужчины.
Из-за их необычного характера судьба «тургеневских девушек» складывается очень необычно.
Например, Елена из «Накануне» отправляется на войну, Марианна из «Нови» оказывается в самом центре революционных событий, Лиза Калитина («Дворянское гнездо») находит успокоение только в монастыре.
Героиня Тургенева обязательно чему-то служит. Это может быть любимый мужчина, высшая идея, а подчас и то, и другое. При этом в ней уживаются совершенно противоречивые черты характера, например, трезвость ума и упрямство, порывистость.
Итак, мы разобрали основные характеры персонажей. Ниже можно будет увидеть план. Образ «тургеневской девушки» по нему будет гораздо легче проанализировать. Мы же для примера возьмем Асю.
Внутренняя сила
Писатель создает новый женский образ. В его героинях ничего не остается от прекрасных дам Средневековья, которые считались идеалом. Такие женщины были покладисты, смиренны и ждали действий от мужчин. Образ «тургеневской девушки» в повести или романе совершенно не такой. От нее можно ожидать, что она сама займет место рыцаря и спасет своего возлюбленного от всех бед.
Поэтому назвать такую барышню безвольной и слабой – непоправимая ошибка. Просто разглядеть ее потенциал сразу не удается. При этом героини Тургенева остаются верны себе, они всегда внутренне цельны, их не раздирают противоречия и сомнения.
Вот, для примера, описание Лизы Калитиной: «проникнута чувством долга… с сердцем кротким и добрым… она любила одного Бога нежно, восторженно, робко».
Лиза Калитина
Рассмотрим образ «тургеневских девушек» на примере героини романа «Дворянское гнездо». Лиза Калитина предстает обычной провинциальной барышней, которая во всем подчиняется матери и целыми днями музицирует. В будущем ей предрекали хорошую партию, то есть завидного жениха.
Приняв эту судьбу, она могла бы прожить такую же жизнь, как и многие ее ровесницы. Однако обыкновенна Лиза только на первый взгляд. Особенность героини подчеркивает сам автор. Он знакомит читателя с каждым героем, расписывая его прошлое, но Лизу нужно понять, разгадывая характеристики, которые дают ей другие.
И при этом надо учесть, что окружающим не сразу удается понять девушку. Так, Лаврецкий составляет о ней совершенно после первого знакомства неверное суждение. Лишь со временем ему удается разгадать Лизу и выяснить, что у них много общего.Единственное, что их отдаляет, — это вера в Бога: Лиза убежденная христианка, а Лаврецкий атеист. Девушка очень пылко рассуждает о свое вере, забывая обо всем на свете.
Любовь Лизы
Образ «тургеневской девушки» очень невинен. Это неопытное создание, мало знакомое с реальной жизнью. Именно поэтому Лиза не сразу понимает, что полюбила Лаврецкого. О своей привязанности она узнала, только осознав, насколько много общего у нее с возлюбленным.
Примечательна сцена объяснения между молодыми людьми. На протяжении всего разговора Лиза молчит. Но писатель передает ее чувства через движения, мимику и жесты. Герои счастливы. И только после этой сцены Тургенев рассказывает нам о прошлом Лизы, что дает ключ к пониманию ее характера.
Приняв свое чувство, героиня уже ни в чем не сомневается. Но появление жены Лаврецкого, которая оказывается жива, разрушает ее счастье. Она считает это наказанием и видит один для себя выход – уход в монастырь. Но и в этом решении девушка верна себе. Совершить этот поступок велит вера в Бога.
Образ «тургеневской девушки» в повести «Ася»: план
Чтобы облегчить себе процесс анализа персонажей, можно составить общую схему рассуждений. Выглядеть она будет следующим образом:
- Краткая характеристика произведения: название, тематика и проблематика.
- Общая характеристика главной героини.
- Подробное рассмотрение ее черт и поступков.
- Ответить на вопрос, повлияло ли детство и воспитание на становление личности.
- Отношения героини с возлюбленным.
- Сюжетная развязка и подведение итогов.
Повесть «Ася»
Теперь попробуем, пользуясь нашим планом, разобрать образ «тургеневской девушки». «Ася» была написана в 1857 году. Эта повесть рассказывает о девушке, рожденной от связи барина и крестьянки. Писатель не раз видел судьбы таких детей, поэтому тема была ему близка и понятна.
Теперь перейдем к описанию Аси. Она предстает типичной «тургеневской барышней». Девушка не особенно красива, зато миловидна, грациозна, в ней много личностного обаяния и неповторимости.
Вот какой описывает ее сам автор: «было нечто особенное в ее смугловатом крупном лице… с маленьким тонким носиком, светлыми глазками, детскими щечками». В ее облике много светлого и даже детского.
На героя она произвела при первой встрече странное впечатление – слишком много резкого и стремительного было в ее жестах и поступках.
Как обычно, «тургеневская девушка» открывается не сразу. Вскоре становится ясно, что ее поведение можно объяснить прошлой жизнью. Несмотря на свой возраст, она понимает двойственность своего положения, и эта двойственность передалась ее характеру.
Чувства Аси
Образ тургеневской девушки в повести «Ася» очень ярок. Особенно это проявляется в тот момент, когда героиня осознает, что на нее обратил внимание рассказчик. Начинаются встречи, они разговаривают, и мужчина понимает, насколько духовно богата Ася.
Девушка раскрывается все больше, становится ясно, что она свято уверена в том, что человек способен совершить все, что угодно, было бы желание. При этом Ася романтична и деятельна, ей нужно занятие, она не может спокойно сидеть на месте.
Любовь придает ей новые силы, делает ее счастливой, окрыляет.
Но счастью не суждено было сбыться – главный герой не распознал любви, побоялся мнения света и отказался от героини. Именно поэтому оставляет его до конца дней несчастным и не дает другой семьи и любви Тургенев. Ася (образ «тургеневской девушки» безупречен) предстает идеалом, который был предан самым близким человеком.
Источник: //fb.ru/article/305827/obraz-turgenevskih-devushek-opisanie-harakteristika-i-analiz
«Сменились четыре мэра и три губернатора. Не помог никто». Орловские общественники защищают тургеневские места
В ноябре 2018 года исполнится 200 лет со дня рождения великого русского писателя Ивана Тургенева. Орёл — его родина, здесь жили люди, с которых он «писал» многих героев своих рассказов и романов, здесь эти герои «жили».
Музей писателя в юбилейный год закрыт на ремонт, большинство домов, где бывал Тургенев, либо снесены, либо переделаны до неузнаваемости. На празднование юбилея не заложено ни рубля. Самое известное в Орле тургеневское место — дом, где жила Евдокия Коротнева, прототип героини романа «Дворянское гнездо» Лизы Калитиной, обветшал до предела.
О том, что, вопреки всему, делает орловская общественность для сохранения памяти о великом писателе — в материале корреспондента «7×7».
«Кусок земли в центре города приглянулся коммерсантам»
Тургеневский юбилей орловские поклонники писателя ждали в надежде, что к празднику отремонтируют аварийный Дом Лобанова, крепостного Тургеневых, которому писатель, по семейной легенде Лобановых, в свое время помог его купить и где он не раз бывал.
Ждали, что обустроят ландшафтный сквер «Дворянское гнездо» и реконструируют Дом Лизы Калитиной, находящийся в таком состоянии, что его нельзя показывать гостям.
Гости в юбилейные дни приедут на родину Тургенева и обязательно пойдут на так называемую Дворянку, где развивались события одного из самых известных романов писателя.
Десять лет назад любители творчества Тургенева объединились и создали попечительский совет по возрождению «Дворянского гнезда». Почему до сих пор его так и не удалось возродить? Этот вопрос корреспондент «7×7» задала председателю совета Михаилу Вдовину.
Михаил Вдовин
— Когда мы начинали, у нас не было планов обустраивать Дворянку, был план восстановить Дом Лизы Калитиной, поскольку в то время шли разговоры о необходимости его сноса, — рассказал Вдовин. — Тогда это был многоквартирный жилой дом, и на его месте хотели построить ресторан и гостиницу.
Я, тогда еще депутат горсовета, присутствовал на совещании, где мэр Орла ставил задачу: срочно выселить оттуда людей. Срочно. Хотя там были гораздо лучшие жилищные условия, чем в аварийных домах на городских окраинах — на Выгонке или на Веселой Слободе в двухэтажках с дырами в стенах.
Ответ, почему, лежал на поверхности: лакомый кусок земли в центре города приглянулся коммерсантам.
Михаил Вдовин рассказал, что свою задачу общественники видели в том, чтобы доказать значимость этого дома, ведь руководство города утверждало, что дом Лизы Калитиной стоял в другом месте, что это новодел, не имеющий никакого отношения ни к истории Орла, ни к Тургеневу.Но попечительский совет, объединивший активных горожан, доказал, что это тот самый дом, куда Тургенев «поселил» Лизу Калитину, и что там бывал сам Тургенев. Общественники показали властям, что попытка использовать этот кусок земли в коммерческих целях обернется большим скандалом, и власти отступили.
«Но отступив, махнули рукой: дескать, мешать не будем, продолжайте любить литературу и историю, но помогать тоже не будем. С тех пор сменилось четыре мэра и три губернатора. Не помог никто».
— В 2016 году Орёл праздновал свое 450-летие.
Попечительскому совету удалось доказать необходимость включения Дома Лизы Калитиной в программу подготовки юбилея, благодаря чему разработали проектно-сметную документацию на реконструкцию.
Если бы шанс упустили — с ужасом думаю, что было бы сейчас с этим домом. Скорее всего, его бы уже снесли, и такие примеры, к сожалению, в Орле есть, — сказал Михаил Вдовин.
«Зато на юбилее будут говорить о любви к Тургеневу и патриотизме»
— Дворянка — яркий пример двойных стандартов и нашего общества, и нашей власти, — сказал корреспонденту «7×7» градозащитник Илья Кушелев. — Это просто символ безнравственности.
Разговоры о том, что в городской казне нет средств на сохранение памятников истории и культуры, в том числе Дома Лизы Калитиной — ложь. На оплату труда частного охранного предприятия, которое охраняет здание непонятно от чего, средства в казне находятся.
А найти несколько десятков тысяч рублей на то, чтобы подлатать крышу — нет.
Градозащитник Илья Кушелев
Илья Кушелев удивился, какую позицию в этом деле занял суд. Он отказал сначала прокуратуре Советского района Орла, которая пыталась заставить муниципальные власти исполнять обязательства по сохранению культурного наследия, а затем и градозащитникам, которые в 2016 году пытались через суд заставить те же власти выполнить хотя бы консервационные работы.
Общественники просили суд признать незаконным бездействие Управления по государственной охране объектов культурного наследия Орловской области, а также обязать администрацию Орла привести эти объекты в надлежащее противопожарное и санитарное состояние.
Однако суд признал правоту властей, мотивировав свое решение тем, что в связи с недостаточностью средств «провести единовременно указанные мероприятия невозможно».
— Но на закупку и установку электронных табло на городских остановках в 2017 году деньги нашлись. То есть Орёл надевает какие-то дорогие модные одежды, а самые важные места у нас остаются неприкрытыми. Это просто позор! Зато на юбилее будут говорить о любви к Тургеневу и патриотизме, — сказал Илья Кушелев.
«Юбилей будем встречать, отворачиваясь от забора»
Летом 2017 года для привлечения внимания горожан к предстоящему юбилею Тургенева и к проблемам Дворянки орловский культуртрегер, организатор множества нестандартных культурных мероприятий в регионе, бывший ученый секретарь Музея И. С. Тургенева Марина Алексеева устраивала здесь чтения романа «Дворянское гнездо». Приходили все, кто хотел, даже полицейские, и по очереди читали вслух роман.
Марина Алексеева. Фото со страницы в
— Странное это место, Дворянка, — сказала «7×7» Алексеева. — Вроде бы и люди тут ходят, отдыхают, и мероприятия проводятся — то праздники, то гуляния, то велосипедисты тут ездят, и народ летом загорает, а духа Тургенева нет. То есть жизнь есть, но она не тургеневская.
Ну не возвращается она сюда! Поставили красивые ворота, а рядом — ужасные урны, стоит прекрасная беседка, а на ней написаны стыдные слова, еще недавно был красивый обзор с высокого берега Орлика, на котором и стоит бывшая усадьба, но теперь его закрывают два «чемодана» с противоположного берега — огромные высотки, выросшие в угоду строительному бизнесу. Ну почему нельзя оформить этот дурацкий забор цитатами из романа Тургенева, из Бунина, который описывает это место в «Жизни Арсеньева», из Лескова, который пишет о Дворянке? Тем более что это тоже писатели-орловцы?!
У Марины Алексеевой еще много вопросов к властям: почему остановка общественного транспорта называется «Коммерческий институт», если вуза с таким названием в Орле давным-давно нет? Почему остановка не называется «Сквер „Дворянское гнездо“»? Почему нет указателя к Дворянке? Почему бюст Тургенева оформлен как могила?
— Вот и получается: природа здесь берет свое, люди идут сюда, но все остальное — визуальный мусор и просто мусор. Это не может нравиться. Это не по-тургеневски. О Доме Лизы я уже не говорю — юбилей будем встречать, отворачиваясь от забора.
«Чиновники город не обустроят»
— Проекта обустройства «Дворянского гнезда» до сих пор нет, — сказал председатель попечительского совета по возрождению «Дворянского гнезда» Михаил Вдовин.
— Чтобы проводить капитальные работы, нужен проект, который пройдет все экспертизы, и только потом… Но текущий ремонт сделаем — балюстраду отремонтируем, ротонду [отремонтируем], а то там листы железа уже прогнили, заменим плитку, фундамент.
Тем более что в конце апреля утвердят поправки к бюджету, среди которых есть выделение 350 тысяч рублей на Дворянку. Не 350 миллионов, конечно, и не 35 миллионов, но все же. У нас никогда и таких денег не было.
По словам Михаила Вдовина, попечительский совет не унывает. Здесь все равно проведут работы, не требующие проекта, — на 5 млн руб., их выделят из средств, которые сумел «привести» в регион врио губернатора Андрей Клычков.
На следующий год общественники будут добиваться создания проектно-сметной документации на реконструкцию сквера.
Пока же они делают то, что могут: получив отказ от городской администрации помочь в уборке сухостоя и дикой поросли в сквере, они взяли бензопилы и своими силами сделали эту работу. Им помогают Сбербанк, МТС, Теле2.— Иногда меня критикуют: не так делаем, не то делаем, медленно делаем, надо заниматься не Дворянкой, а дорогами, детскими садами и школами, — сказал Михаил Вдовин. — Я всегда говорю на это: каждый человек должен делать то, что ему по силам. Если по силам поднять бумажку и положить ее в урну — подними.
Если по силам посадить одно дерево — посади его, если посадить — сад, значит, сажай сад. Если у тебя есть деньги, чтобы реализовать общественный проект — не смотри на власть, не оглядывайся на нее, подари городу то, что ты в силах сделать. Только так. Нельзя обустроить наш город силами чиновников и финансово мертвых городских служб.
Это мое твердое убеждение.
Вот вам свежий пример. На наш призыв прийти на Дворянку и убраться откликнулось несколько незнакомых нам горожан. Пришел папа с двумя мальчиками лет восьми и женщина с мешками для мусора. Пока мы выпиливали сухостой, они убрали всю верхнюю территорию сквера. Вчетвером.
За три часа. Я с удивлением обнаружил, что нам на субботнике теперь делать нечего. То есть мы любим кричать: надо 100 человек, 200, 400! Четыре человека за три часа! Я их не знаю, откуда, кто они. Сказал спасибо, но им моя благодарность не была нужна.
Они сделали то, что считали правильным.
Что же касается Дома Лизы Калитиной, недавно первый заместитель председателя правительства Николай Злобин сказал, что ожидаются некие финансовые средства из их внебюджетного источника, которые позволят приступить к реконструкции. Я с настороженностью к этому отнесся — слишком много уже слышал обещаний. Но хотя бы перестали говорить, что надо снести. С этой маленькой победой и будем встречать юбилей Ивана Сергеевича Тургенева.
История «Дворянского гнезда»
Сквер «Дворянское гнездо» как общественный сад и детский парк появился в Орле в 1903 году, на 20-ю годовщину смерти Тургенева и в 45-ю годовщину написания одноименного романа.
Это сделали любители творчества Тургенева, состоявшие в Обществе любителей изящных искусств. Они договорились с хозяевами «гнезда» и арендовали сад.
В то время здесь обустроили деревянную дорожку для игры в кегли, «гигантские шаги» и установили бюст писателя — копию работы Антокольского, первый скульптурный памятник Тургеневу в Орле.
Усадьба во второй половине 1850-х годов, когда писался роман, принадлежала полковнице М. И. Оберг.
Она располагалась в самом начале улицы, которую в то время называли Верхней Дворянской и связывали с местом действия романа.
Например, в рассказе Николая Лескова «Несмертельный Голован» упоминаются «интересные особы, которых орловцы некогда узнавали в Паншине, в Лаврецком и других героях и героинях «Дворянского гнезда».
Прототипом Лизы Калитиной считалась жившая в усадьбе Евдокия Коротнева, ушедшая, как и героиня романа, в монастырь. Бывал здесь и сам Тургенев, он навещал в конце 1870-х годов владельца дома — известного в Орловской губернии деятеля крестьянской реформы А. В. Сафонова.
В 1908 году, в год 90-летия со дня рождения Тургенева, улицу Верхнюю Дворянскую, ведущую к его бюсту, переименовали в Тургеневскую. Однако во время гражданской войны бюст исчез, а сад «Дворянское гнездо» прекратил свое существование.В 1968 году, накануне 150-летнего юбилея писателя, власти вспомнили о Дворянке и обустроили это место, отремонтировали «Дом Калитиных», как тогда его называли.
На берегу реки Орлик установили новый бюст Тургенева, работы московского скульптора Бессарабского, а также белую каменную ротонду и балюстраду вдоль обрыва со стороны улицы, которая стала уже не Верхней Дворянской и не Тургеневской, а Октябрьской.
В 1987 году решением Орловского облисполкома ландшафтный сквер «Дворянское гнездо» и прилегающую к нему территорию объявили охранной зоной. В сентябре 1993 года тут установили памятный знак с надписью: «Министерство культуры РСФСР. Памятник истории. Ландшафтный сквер. Дворянское „гнездо“ XIX — нач. XXв. Охраняется как всенародное достояние».
В конце 1990-х годов жильцов дома выселили, и 9 октября 2000 года, в канун очередного дня рождения Тургенева, городское жилищно-ремонтное объединение разобрало изразцовые печи в Доме Калитиных, вынуло оконные рамы и сняло двери.
С этого времени дом, получивший название «Дом Лизы Калитиной», начал разрушаться, а прилегающая территория пришла в упадок. В 2008 году энтузиасты создали «Попечительский совет по возрождению „Дворянского гнезда“».
Алена Посадская, фото автора, «7х7»
Источник: //7x7-journal.ru/articles/2018/04/21/smenilis-chetyre-mera-i-tri-gubernatora-ne-pomog-nikto-orlovskie-obshestvenniki-zashishayut-turgenevskie-mesta