Игра и агрессия

Содержание

игры и агрессия: есть ли все-таки связь? | Милосердие.ru

Игра и агрессия

Фото с сайта safebee.com

С тех пор, как появились компьютерные игры, не утихают бурные споры. Одни считают их безусловным злом и едва ли не единственной причиной многих кровавых преступлений.  Другие – обычными игрушками, пришедшими на смену куклам, мишкам и машинкам. Третьи находят в видеоиграх безусловную пользу: «дитя» развивает мозг и канализирует агрессию. Где правда?

Как видеоигры влияют на развитие ребенка, пока невозможно сказать точно. Должно пройти время, смениться поколения, чтобы было, с кем сравнивать. Мир игр не стоит на месте. И поколение, с восторгом гонявшее по экрану первых двухмерных человечков, безусловно, отличается от нынешних детей, буквально живущих в трехмерной виртуальной реальности. Но наука тоже на месте не стоит.

Звуки — в ухо, соус — в гамбургер, лед – за шиворот 

Фото с сайта bbc.com

Одно из первых исследований в данной области относится к 2000 году. Тогда ученые доказали, что игры оказывают более пагубное влияние, потому что – в отличие от кино или телевизора – являются интерактивными. Тот, кто играл в  модные тогда Doom, Wolfenstein 3D или Mortal Kombat, становился склонен к агрессивных мыслям, чувствам и поведению – как в лабораторных условиях, так и в жизни.

Эксперименты проходили в университете штата Айова (США). В первом случае ученые пошли от обратного.

Они отобрали 227 студентов, отличавшихся необузданным нравом и получавших за это нарекания, и изучили их игровые пристрастия.

Выявилась зависимость между увлечением жестокими видеоиграми и агрессивным поведением.

Влияли игры и на успеваемость. И дело не в том, что заигравшийся студент забывает об учебниках и семинарах. Низкая успеваемость каким-то образом оказалась связана с количеством времени, которые он проводил с джойстиком в руке еще до поступления в колледж.

В другом эксперименте 210 молодых людей разделили на две группы. Первых усадили играть в агрессивную (Wolfenstein 3D) игру, вторых – в спокойную (Myst).

По окончании сеанса их попросили наказать своих соперников по игре: в качестве компьютерных персонажей выступали те же самые студенты, участники эксперимента.

Наказание заключалось в том, что студенты включали громкие неприятные звуки, раздававшиеся в наушниках их виртуальных противников. Тот, кто играл в игру агрессивную, делал это дольше, с большим упоением и  интенсивностью, чем студенты из второй группы.

Профессор психологии из Университета Огайо Брэд Бушман рассказывает о других аналогичных экспериментах. «После сеанса ученые измеряли уровень агрессивности участников. Делается это довольно жестоким образом:

с помощью так называемой «машины агрессии» испытуемый посылает удары слабого тока человеку, который был в игре его противником.

Количество, сила и длительность этих импульсов и определяет уровень агрессии.

Есть и другие способы: проигравшие мстили соперникам, обливая их ледяной водой, подсовывая им острейший соус в гамбургер».

Таких экспериментов проводилось очень много. Доктор Бушман, однако, отмечает, что в лаборатории невозможно учесть все важные факторы и создать приближенные к реальности условия. Для преодоления подобных сложностей существуют специальные методы.

Один из них —  межгрупповые корреляционные исследования, с помощью которых можно отслеживать влияние потенциально мешающих факторов (уровень интеллекта, материальное благосостояния участников).

При этом методе данные получают один раз, а после анализируют и сравнивают.

Другой способ – лонгитюдные исследования. Одна и та же группа людей исследуется на протяжении длительного времени (месяцев, лет и даже десятилетий): так можно отследить долгосрочное влияние игр на агрессивность человека.

Кровавые и обучающие

Каким бы ни был метод, все проведенные исследования свидетельствуют об одном: жестокие компьютерные игры повышают уровень агрессии геймеров — независимо от пола, возраста, места жительства. Еще один эффект:

они притупляют чувства игроков, делая их равнодушными к страданиям окружающих.

Впрочем, доказывали ученые то, что давно уже знали. В том, что касается связи между уровнем агрессии и видеоиграми, специалисты проявляют редкостное единодушие: 90% педиатров и две трети социологов, опрошенных учеными из Огайо, уверены в ее существовании.

Интересно, что широкая общественность подобного единодушия не проявляет. Здесь есть как люди, считающие, что ничего страшного в играх нет, так и сторонники винить их за все преступления в мире.

«Жестокие видеоигры – это площадка для изучения и отработки агрессивных решений конфликтных ситуаций, — сказал тогда руководитель исследовательской группы доктор Андерсон.

– Краткосрочный эффект выражается в появление у человека агрессивных мыслей. Долгосрочный – гораздо серьезнее.

Игрок отрабатывает новые сценарии поведения, которые со временем становятся все более и более приемлемыми для разрешения конфликтных ситуаций в реальной жизни.

Самое опасное, что игры —  очень хороший учитель благодаря своей интерактивной природе. Полученные навыки тут же отрабатываются на практике».

Отложил мышку, взялся за пушку?

Это ни в коем случае не означает, что компьютерные игры могут толкнуть человека на преступление. За любым криминальным деянием всегда стоит ряд сложных и чаще всего скрытых причин. Не бывает такого, чтобы на убийство человека подтолкнули исключительно виртуальные перестрелки.

В 2015 году Американская психологическая ассоциация проанализировала более 100 исследований, посвященных теме – с 2005 по 2013 год. Вывод был тем же. Некоторые данные свидетельствовали в пользу совершения преступления и указывали на изменения в мозге вследствие такого досуга, однако их было недостаточно для того, чтобы делать строгие научные выводы.

«Ученые изучают агрессивные игры уже более 20 лет, — говорит глава научной группы Марк Аппельбаум, — но до сих пор мы не располагаем достаточными данными, чтобы связывать их с насильственными преступлениями. Они являются одним из факторов риска – и только».

игры не являются причиной агрессивного поведения, они лишь повышают гипотетическую склонность к нему.

И дело здесь не только в агрессии. Канадские ученые предположили, что

чрезмерное увлечение играми замедляет «моральное взросление» тинэйджеров. 

Проблема возникает с теми подростками, которые проводят перед экраном больше трех часов в день, постоянно играя в жестокие игрушки, практически не общаясь в реальном мире. Такая нравственная инфантильность, безусловно – питательная среда для преступлений.

Ведь подросток не умеет сопереживать, не боится причинить  боль или страдания окружающим, не думает о чувствах других людей, да и вообще склонен воспринимать их как нечто абстрактное и иллюзорное. Подобное мироощущение может быть опаснее, чем склонность к агрессии.

Впрочем, это явление ученым еще предстоит как следует изучить.

Фото с сайта polygon.com

Не умер, а просто растворился

Накопленные учеными данные дают возможность не только делать выводы о психологии игроков, но и как-то влиять на сами игры. Мы уже описывали эксперимент, показавший различное влияние разных типов игр на душевное состояние игрока. В 2014 году Эндрю Пржибильски из Оксфордского  института интернета решил изучить этот вопрос более скрупулезно.

Для серии экспериментов, проводившихся совместно с Рочестерским университетом, была создана специальная игра: модифицированная, не жестокая версия Half-Life 2 (оригинал отличается особой кровожадностью). В ней игроки не убивали противников с особой жестокостью, а просто «метили», после чего те растворялись в воздухе.

Ученые из Оксфорда считают, что их исследование – первое, в котором удалось проследить сам механизм влияния игр на агрессивность. Они попытались выяснить, само ли присутствующее в игре насилие делает геймеров более агрессивным или какие-то другие факторы.

Вывод: рост уровня агрессивности связан с неспособностью игрока контролировать ситуацию – именно из-за этого он начинает злиться.  

Было проведено шесть разных экспериментов с обеими версиями игры. В каждом из них больший уровень агрессии проявляли вовсе не те, кто играл в обычный, жесткий вариант, а те, кто чувствовал себя растерянным.

«У игрока есть острая психологическая необходимость стать победителем, — говорит доктор Пржибильски.

–  Если его приводит в замешательство плохо продуманный  дизайн, он не может разобраться в управлении, застревает на одном уровне и не может сохранить достигнутый прогресс  – он злится.

Безусловно, эта потребность управлять игрой становилась более важной для участников жестокого варианта Half-Life».

Его коллега из Рочестерского университета проф. Ричард Райан говорит: «Мы не утверждаем, что жестокое содержание не влияет на геймеров, но считаем, что людей влечет к этим играм отнюдь не желание проявить свою агрессию. Наоборот, агрессия появляется из-за того, что им не удается победить».

Результатам исследованиями заинтересовались производители видеоигр – ведь до сих пор столь дотошно и со знанием дела видеоигры ученые не исследовали.

Теперь у «игроделов» есть возможность снизить тот вред, который они наносят нежной психике подрастающего (и уже подросшего поколения).

Нужно более тщательно продумывать дизайн, управление игрой, а также снизить на пару декалитров количество крови, льющейся на мониторе.

Фото с сайта time.com

Источники:

ВВС

Daily Mail

Time

Сайт Американской психологической ассоциации

Источник: //www.miloserdie.ru/article/videoigry-i-agressiya-est-li-vse-taki-svyaz/

Коррекция агрессивности у детей в играх

Игра и агрессия

>> Коррекционные игры для детей

Игра «Клоуны ругаются»

Цель: снятие вербальной агрессии.

Ход игры: Дети превращаются в клоунов, которые ругаются друг на друга «овощами и фруктами».

Например: «Ты, – говорит клоун, – капуста!» Дети могут выбрать пары, менять партнеров, «ругаться» вместе или по очереди, отругать всех детей.

Взрослый руководит игрой, останавливает, если используются другие слова или физическая агрессия.

Затем игра продолжается, изменяя эмоциональный настрой детей. Клоуны ласково называют друг друга цветами. Например: «Ты – колокольчик». Интонирование должно быть адекватным. Дети вновь разбиваются на пары и т.п. и ласково называют друг друга цветами.

Упражнение «Пара ласковых»

Группа в кругу. Одному завязывают глаза. Ведущий (или сосед) показывает на кого-то рукой и просит вылить на него всю злость. После потока «высказываний» человеку развязывают глаза. Он видит свою «жертву» и извиняется перед ней. Мол, был несдержан. «Сорвалось». Интересный эффект, когда показывают человеку на его самого.

Игра «Корзинка»

Для игры необходима корзина (ваза, шляпа) или мешочек, откуда будет вытягиваться задание-жребий. Задание представляет собой картинку, изображающую сцену насилия. Игрок, вытянувший картинку, получает от ведущего задание, в ходе выполнения которого должен так изменить ситуацию, чтобы насилие было исключено из контекста.

Например, участник вытянул картинку, изображающую драку двух подростков, и продемонстрировал ее всем играющим; ведущий тут же дает ему задание: что надо сказать, чтобы ребята помирились? Участник отвечает: «Предложить им сыграть в футбол» – и передает ход следующему игроку.

Когда очередной игрок не сможет быстро придумать решения, настанет его очередь тянуть задание из корзинки, а предыдущий игрок сделается ведущим.

Преимущества игры в том, что в нее можно играть и небольшими группами, она увлекательна и может продолжаться достаточно долго. Игра может выполнять функцию разминки в ходе большого тренинга.

В ходе игры участвуют все подростки, из них легко выбрать наиболее активных, чтобы использовать в ходе тренинга.

Игра также не подразумевает формальной оценки успешности играющих, что полезно для недавно сформированных групп.

Игра «Конструктор»

Для игры необходимы: листы большого формата, наборы для рисования (по числу команд). Заранее подготавливаются задания. Задание представляет собой специально приготовленный текст или выдержку из книги, журнальной публикации, подробно описывающую сцену насилия (драка, избиение, издевательство).

Таких заданий должно быть больше, чем играющих команд, поскольку иногда команды не могут справиться с одним из вариантов и его требуется срочно заменить. В заранее подготовленном тексте выделяются (шрифтом, маркером) ключевые слова, т.е. слова, несущие выраженный семантический оттенок агрессии (ударил, убил, выстрелил, проткнул и т.д.).

В каждом задании число ключевых слов должно быть одинаково.

Группа делится на несколько команд по 6-9 человек (класс можно разделить по формальному признаку – по рядам. Прежде чем подростки войдут в класс, их просят сесть не на свои обычные места, а кто с кем хочет).

Каждой команде вручается лист и все необходимые для работы принадлежности. По жребию команды получают задания, к выполнению которых они приступят по сигналу ведущего.

Командам объясняют условия игры: они должны ознакомиться с содержанием текста и создать к нему иллюстрацию, заменяя ключевые слова противоположными им значениями. На выполнение задания командам отводится не более 15 мин.

Затем все рисунки собираются, а каждая команда выбирает двух игроков, один из которых будет защищать свой «проект», а другой – искать изъяны в «проектах» других команд. Команда имеет право помогать своим представителям.

По очереди команды защищают свои проекты. Они должны доказать, что их рисунок полностью отражает содержание исходного текста и в нем заменены все ключевые слова.

В ходе дискуссии представители других команд ищут в работе изъяны, а команде, защищающей проект, приходится экспромтом искать объяснения. На поиск объяснения отводится не более 1 мин.

Потом подводится подсчет очков, набранных каждой командой: очки начисляются за каждое устраненное ключевое слово. Побеждает «проект», набравший больше очков.

Упражнение «Пара противоположностей»

музыкальные инструменты; запись музыкальных фрагментов, противоположных по тональности; магнитофон; ватман (на каждого участника); журналы; ножницы; клей; изобразительные материалы (карандаши, фломастеры, мелки и т.п.); плотная хлопчатобумажная нить типа «Ирис» или бечевка.

Ход работы:

  1. Весь мир состоит из противоположностей – черное и белое; день и ночь; добро и зло и т.д. В каждом из нас так же достаточно противоположностей. Давайте остановимся на паре «Агрессивный – Доброжелательный». Перед вами листы ватмана. Возьмите каждый по листу.

    Помогая друг другу, приложите лист к стене и обведите свой силуэт (от шеи вниз). Переверните ватман и продублируйте свой силуэт с другой стороны.

  2. Одна сторона ватмана – это «Я-агрессивный», другая – «Я доброжелательный».

    Используя журналы (коллаж) и изобразительные материалы, заполните ваш силуэт содержанием так, чтобы как можно полнее выразить эти противоположности в себе.

  3. Для того чтобы готовую работу можно было примерить на себя, как часть костюма, отрежьте необходимую длину нити и прикрепите ее в верхней части силуэта.

    Теперь при желании вы можете оказаться в «костюме» доброжелательности или агрессивности, стоит только перевернуть силуэт.

  4. Надев «костюм» на себя подойдите к музыкальным инструментам, выберите те из них, с помощью которых можно выразить одну и другую противоположности. Так же можно использовать подготовленные музыкальные фрагменты.

  5. Походите в «костюме» одной и другой своей стороны и попробуйте подвигаться, как двигаются доброжелательные люди? А как агрессивные? Какие движения совершают руки, ноги, что меняется в лице, походке и т.п.

  6. Презентация противоположностей – каждый подросток, примеряя одну из сторон, рассказывает о том, чем он заполнил силуэт, почему использовал те или иные цвета и символы; озвучивает противоположности музыкальными инструментами и демонстрирует или рассказывает о характерных движениях. Ведущий помогает, задавая уточняющие вопросы.

Обсуждение:

— Что было самым сложным в этой работе? — Для чего миру так необходимы противоположности и что они дают нам? — Что происходит с человеком, если в нем есть только одна сторона, если он только доброжелательный или только агрессивный? — Есть ли цвета или символы, объединяющие обе стороны?

— Как агрессивному научиться быть доброжелательным и наоборот?

Упражнение «Битвы на шарах»

Цель: отреагирование агрессии.

Необходимые материалы: воздушные шары разной формы по количеству участников и запас, мел.

Ход работы:

  1. Подростки выбирают для себя шары и надувают их. При надувании можно предложить им вдохнуть вместе с воздухом в шар свою злость, обиду, гнев и т.п.
  2. Ведущий делит группу на пары. Взяв шары, пары выстраиваются напротив друг друга. По команде ведущего, сначала один участник из пары становится нападающим, другой только отражает нападение, не имея права самому нападать.

    По сигналу участники меняются ролями. Интересно сочетать в парах битву на шарах разной формы и размера. Если подросток небольшого роста, а его напарник больше его, можно предложить первому длинный шар, а второму небольшой круглый.

  3. Затем группа делится на две подгруппы-команды. Между командами оставляется расстояние около двух метров.

    Участники выстраиваются в линию напротив друг друга. На полу перед командой мелом проводится граница, через которую нельзя переступать. В руках у каждого участника надутый воздушный шар. По сигналу ведущего необходимо «забомбить» группу противника шарами. Фактически, подростки перебрасывают шары на территорию противника.

    Побеждает та команда, на территории которой окажется меньшее количество шаров (бомб).

  4. Обсуждение.

Упражнение «Золотая рыбка»

Цель: Снятие агрессивности, развитие навыков общения.

Проведение: Все встают в круг, плотно прижавшись друг к другу плечами, бедрами, ногами, взявшись за руки. Это – сеть. Водящий – золотая рыбка стоит к кругу. Его задача — выбраться из круга, а задача остальных не выпустить рыбку. Если водящему долго не удается выбраться из сети, взрослый может попросить детей помочь рыбке.

Упражнение «Рубка дров»

Цель: Помочь детям переключиться на активную деятельность, прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и «истратить» ее во время игры.

Проведение: Скажите следующее: Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор.

В каком положении должны, находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его.

Можно даже вскрикнуть: «Ха!» Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди.

Упражнение «Щепки плывут по реке»

Цель: Развитие эмпатии, снятие агрессивности, развитие навыков невербального общения.

Материал: запись со спокойной музыкой.

Проведение: Дети встают в две шеренги на расстоянии вытянутой руки друг от друга – они берега. Один ребенок – щепка. Он медленно «проплывает» между «берегами». «Берега» мягкими прикосновениями помогают «щепке». Говорят ей ласковые слова, называют по имени. «Щепка» сама выбирает, с какой скоростью ей двигаться. Упражнение можно проводить с открытыми или закрытыми глазами.

Упражнение «Маленькое привидение»

Цель: Научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев.

Проведение: Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга.

По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение: (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко.

Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши: Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!

Упражнение «Тух-тиби-дух»

Цель: Снятие негативных настроений и восстановление сил.

Возраст: дошкольный, младший школьный.

Материал: Не требуется.

Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая.

Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: «Тух-тиби-дух». Затем продолжайте ходить по комнате.

Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово. Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами. В этой игре заложен комичный парадокс.

Хотя дети должны произносить слово «Тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

Упражнение «Это я, узнай меня»

Цель: Развитие эмпатии, снятие агрессивности.

Проведение: Один ребенок поворачивается спиной к остальным сидящим. Дети по очереди подходят к нему, гладят его по спинке и называют ласковым именем. Водящий пробует угадать, кто его погладил и назвал.

Упражнение «Драка»

Цель: расслабление мышцы нижней части лица и кистей рук, а также снятие эмоционального напряжения и выражение агрессии, которую тревожные дети стараются никогда не выплескивать.

Помогите ребенку представить такую ситуацию. Они с другом поссорились. Он страшно разозлился. Сейчас ему очень хочется задать другу хорошую трепку. Поэтому его кулаки крепко сжимаются, даже косточки побелели (пусть ребенок изобразит это, с силой сжав кулаки). Челюсти сомкнуты, в них чувствуется напряжение. (Это напряжение должен почувствовать ваш ребенок, сильно сжав зубы)

От волнения перед дракой ребенок даже дыхание затаил (попросите его в этом состоянии задержать дыхание на несколько секунд). И тут посмотрел мальчик (девочка) на своего друга и вспомнил, как тот его однажды выручил. Может быть, не стоит драться? Выдохнул ребенок и расслабился (пусть ваш ребенок сделает то же самое). Вот теперь все вопросы можно решать спокойно.

Упражнение «Достань звезду»

Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:

«Представь себе, что ты стоишь на поляне. Над тобой – темное ночное небо, все усыпанное звездами. Они светят так ярко, что кажутся совсем близко. Поляна залита мягким, нежно-голубым светом. Люди говорят, что, когда звезда падает, нужно загадать желание, и оно обязательно сбудется. Еще говорят, что звезду нельзя достать.

Но может быть, они просто не пробовали? Найди на небе мысленным взглядом самую яркую звезду. О какой твоей мечте она напоминает? Хорошенько представь себе, чего бы ты хотел. А теперь открой глаза, глубоко вдохни, затаи дыхание и постарайся дотянуться до звезды. Это не просто: тянись изо всех сил, напряги руки, встань на носочки. Так, еще немного, ты уже почти достал ее.

Есть! Ура! Выдохни и расслабься, твое счастье в твоих руках! Положи свою звезду перед собой в красивую корзинку. Порадуйся, глядя на нее. Ты сделал что-то очень важное. Теперь можно немного отдохнуть. Закрой глаза. Снова мысленно посмотри на небо. Есть ли там еще звезды, напоминающие тебе о других заветных мечтах? Если есть, то внимательно присмотрись к выбранному светилу.

А теперь открой глаза, вдохни и тянись к своей новой цели!».

Источник: //friendship.com.ru/correction_games/02.shtml

Игры для агрессивных детей

Игра и агрессия

Подвижные игры для тревожных и агрессивных детей. Эти игры подойдут для детей дошкольного возраста. Игры помогут снять вербальную и невербальную агрессия, выплеснуть гнев и раздражение.

«Обзывалки»

Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.
Скажите детям следующее: «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели).

Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты, …, морковка!» Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: » А ты, …. солнышко!» Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей.

Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.

«Два барана»

Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло.
Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: «Рано-рано два барана повстречались на мосту».

Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки «Бе-е-е». Необходимо соблюдать «технику безопасности», внимательно следить, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.

«Тух-тиби-дух»

Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.«Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований.. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее.

Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: «Тух-тиби-дух». Затем продолжайте ходить по комнате.

Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово.

Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами. В этой игре заложен комичный парадокс.

Хотя дети должны произносить слово «Тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

«Попроси игрушку» — вербальный вариант

Цель: обучить детей эффективным способам общения.
Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берёт в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет.

Инструкция участнику 1:» Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать».

Инструкция участнику 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники 1 и 2 меняются ролями.

«Попроси игрушку» — невербальный вариант

Цель: обучение детей эффективным способам общения.
Упражнение выполняется аналогично предыдущему, но с использованием только невербальных средств общения (мимики, жестов, дистанции и т.д.). После проведения обоих его вариантов (вербального и невербального) можно обсудить упражнение.

Дети по кругу могут поделиться своими впечатлениями и ответить на вопросы: «Когда было легче просить игрушку (или другой предмет)?», «Когда тебе действительно хотелось ее отдать? Какие нужно было произносить слова?» Эту игру можно повторять несколько раз (в разные дни), она будет полезна особенно тем детям, которые часто конфликтуют со сверстниками, так как в процессе выполнения упражнения они приобретают навыки эффективного взаимодействия.

«Прогулка с компасом»

Цель: формирование у детей чувства доверия к окружающим.
Группа разбивается на пары, где есть ведомый («турист») и ведущий («компас»). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад.

При этом «туриста не может общаться с «компасом» на вербальном уровне (не может разговаривать с ним). Ведущий движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий — других туристов с компасами.

После окончания игры дети могут описать, что они чувствовали, когда были с завязанными глазами и полагались на своего партнера.

«Зайчики»

Цель: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, научить задерживать внимание на этих ощущениях, различать и сравнивать их.Взрослый просит детей представить себя веселыми зайчиками в цирке, играющими на воображаемых барабанах.

Ведущий описывает характер физических действий — силу, темп, резкость — и направляет внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений.

Например, ведущий говорит: «Как сильно зайчики стучат на барабанах! А вы чувствуете, как напряжены у них лапки? Ощущаете, какие лапки твердые, не гнутся! Как палочки! Чувствуете, как напряглись у вас мышцы в кулачках, ручках, даже в плечиках?! А вот лицо нет! Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И животик расслаблен. Дышит…

А кулачки напряженно стучат!.. А что еще расслаблено? Давайте еще попробуем постучать, но уже медленнее, чтобы уловить все ощущения». Кроме упражнения «Зайчики» рекомендуется проводить упражнения на релаксацию мышц, которые подробно описаны в разделе «Как играть с тревожными детьми».

«Я вижу…»

Цель: установить доверительные отношения между взрослым и ребенком, развивать память и внимание малыша.
Участники, сидя в кругу, по очереди называют предметы, которые находятся в комнате, начиная каждое высказывание словами: » Я вижу…» Повторять один и тот же предмет дважды нельзя.

«Толкалки»

Цель: научить детей контролировать свои движения.
Скажите следующее:»Разбейтесь на пары. Встаньте на расстояние вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего партнера.

По сигналу ведущего начните толкать своего напарника, стараясь сдвинуть его с места. Если он сдвинет вас с места, вернитесь в исходное положение. Отставьте одну ногу назад и вы почувствуете себя более устойчиво. Тот, кто устанет, может сказать: «Стоп».

Время от времени можно вводить новые варианты игры: толкаться, скрестив руки; толкать партнера только левой рукой; толкаться спиной к спине.

«Жужа»

Цель: научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом.
«Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках.

Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет «Жужей».

Взрослый должен следить, чтобы «дразнилки» не были слишком обидными.

«Рубка дров»

Цель: помочь детям переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы, прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и «истратить» ее во время игры.
Скажите следующее: «Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор.

В каком положении должны, находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его.

Можно даже вскрикнуть: «Ха!»» Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди.

«Головомяч»

Цель: развивать навыки сотрудничества в парах и тройках, научить детей доверять друг другу.
Скажите следующее: «Разбейтесь на пары и ложитесь на пол друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнера. Положите мяч точно между вашими головами.

Теперь вам нужно его поднять и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами. Постепенно поднимаясь, встаньте сначала на колени, а потом на ноги. Пройдитесь по комнате». Для детей 4—5 лет правила упрощаются: например, в исходном положении можно не лежать, а сидеть на корточках или стоять на коленях.

«Аэробус»

Цель: научить детей согласованно действовать в небольшой группе, показать, что взаимное доброжелательное отношение товарищей по «команде» дает уверенность и спокойствие.

«Кто из вас хотя бы раз летал на самолете? Можете ли вы объяснить, что держит самолет в воздухе? Знаете ли вы, какие бывают типы самолетов? Хочет ли кто-нибудь из вас стать Маленьким Аэробусом? Остальные ребята будут помогать Аэробусу «летать».

Один из детей (по желанию) ложится животом вниз на ковер и разводит руки в стороны, как крылья самолета. С каждой стороны от него встает по три человека. Пусть они присядут и просунут руки под его ноги живот и грудь. На счет «три» они одновременно встают и поднимают Аэробус с поля…

Так, теперь можно потихонечку поносить Аэробус по помещению. Когда он почувствует себя совершенно уверенно, пусть закроет глаза, расслабится, совершит «полет» по кругу и снова медленно «приземлится» на ковер».

Когда Аэробус «летит», ведущий может комментировать его полет, обращая особое внимание на аккуратность и бережное отношение к нему. Вы можете попросить Аэробус самостоятельно выбрать тех, кто его понесет. Когда вы увидите, что у детей все получается хорошо, можно «запускать» два Аэробуса одновременно.

«Бумажные мячики»

Цель: дать детям возможность вернуть бодрость и активность после того, как они чем-то долго занимались сидя, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм.
Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился плотный мячик.

«Разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из них выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 метра. По команде ведущего вы начинаете бросать мячи на сторону противника.

Команда будет такой: «Приготовились! Внимание! Начали!» Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду «Стоп!», вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей на полу.

Не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию». Бумажные мячики можно будет использовать еще неоднократно.

«Дракон»

Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.
Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга.

Первый участник — «голова», последний — «хвост». «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом».

Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

«Глаза в глаза»

Цель: развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад.
«Ребята, возьмитесь за руки со своим соседом по парте.

Смотрите друг другу только в глаза и, чувствуя руки, попробуйте молча передавать разные состояния: «я грущу», «мне весело, давай играть», «я рассержен», «не хочу ни с кем разговаривать» и т.д.

После игры обсудите с детьми, какие состояния передавались, какие из них было легко отгадывать, а какие трудно.

«Маленькое привидение»

Цель: научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев.
«Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга.

По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение: (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко.

Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши: «Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!»

Источник: «Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми» (Лютова Е.К., Монина Г.Б. )

Источник: //www.child-psy.ru/hyperactive/201.html

Агрессивные игры

Игра и агрессия

Играют ли ваши дети в агрессивные игры? Думаю, большинство ответит утвердительно. Родители стараются запретить шумные, не совсем мирные игры, считая их вредными для развития малышей.

Агрессивный ребёнок

Почему дети играют в агрессивные игры?

  1. Их окружает достаточно агрессивная среда: и реальная, и виртуальная (компьютерные игры, кино, мультики).
  2. Родители, опасаясь, что их дитя кто-то обидит, научают применять силу, «давать сдачу», провоцируя совсем не мирный способ решения детских разборок.

Иногда провоцирующие агрессию и откровенно агрессивные поступки взрослых вообще трудно разумно объяснить. К примеру, расчленение животных в зоопарках западной Европы в присутствии детей.

Агрессивные игры — вред развитию ребёнка?

Агрессивные впечатления, полученные в продолжение дня, должны быть как-то отработаны и пережиты. В детском саду, школе детям приходится  соблюдать рамки приличия, проявляя сдержанность. Поэтому дома, где ребёнок чувствует себя в безопасности, можно разрядиться. Не отреагированные переживания проигрываются, конечно, дома.

Делается это во время игры: машины попадают в аварии, города разрушаются, с родственниками любого возраста заводятся скандалы. Агрессивные игры порой повторяются с завидной регулярностью.

Можно ли разрешать агрессивные игры?

Психолог Стюарт Браун, занимающийся исследованием игры, утверждает необходимость агрессивных игр в разумных границах.

Ребята, испытывающие потребность в агрессивных играх,  но не имевшие возможности в них играть, вырастая, труднее контролируют случающиеся с каждым позывы к насилию. Примеров агрессивного поведения и даже преступлений «благополучных» подростков в жизни немало.

Так что побеситься время от времени детям давать надо. Так мы сохраним эмоциональное благополучие малыша.

Когда же агрессивные игры не прекращаются, и чадо играет только так, есть повод задуматься: пересмотреть обстановку (особенно, что смотрит ребёнок по телевизору), общение с ним. В этом случае полезно учить малыша играть в игры с правилами.

 Существуют конструктивные выходы агрессии. Предложенные игры помогают ребёнку снять и вербальную, и физическую агрессию.

Игра «Обзывалки»

Цель: помочь ребёнку выразить гнев приемлемым образом с помощью слов.

Заранее договоритесь с ребёнком какие необидные обзывали будете применять: фрукты-овощи, мебель, транспорт. Возьмите мяч.

Инструкция. Сейчас мы будем катать мячик друг другу. У кого мячик, тот и обзывается так: «А ты, …, редиска!»

Условие: в игре обижаться нельзя. Ну, потому что это игра. Играйте в быстром темпе, чтобы не было времени обидеться. Если ребёнок в процессе забудется, то напомните: это игра, не обижайся.

В конце игры скажем приятное друг другу, например,  «А ты, …. моя сладкая конфетка!»

От игры в «обзывалки» польза будет  также обидчивым детям, а не только агрессивным.

Игра «Толкалки»

Цель: предотвратить физическую агрессию, привить навык контроля своих движений. Игра в паре.

Инструкция.  «Встаньте напротив друг друга. Вытяните руки вперёд на уровне плеч и упритесь в ладони друг друга (взрослый должен немного подыграть и руки не вытягивать во всю длину). По сигналу начинайте толкать ладони напарника-соперника. Задача: сдвинуть его с места».

Возможно, он сдвинет вас, у детей иногда такой напор бывает — взрослый не устоит. Тогда предложите вернуться на исходные позиции. Чтобы почувствовать себя устойчиво, отставьте назад одну ногу. Кто устанет, скажет: «Стоп».

Разнообразьте игровое действо: толкайтесь скрещенными руками, только левой рукой, спиной к спине, боками, лбами и так далее.

Игра «Маленькое привидение»

Цель: прожить накопившийся гнев.

Инструкция. «Сейчас мы превратимся в привидений. Вообще-то наши привидения добрые, но захотели пошалить и чуть-чуть друг друга напугать: согните в локтях руки, пальцы растопырьте и скажите страшным-престрашным голосом «У». Начинаем страшилки по хлопку:

  1. хлопну тихо – говорим «У» тихо;
  2. хлопну громко, пугать надо громко.

Запомни: привидения добрые и только слегка шутят».

Конец игры: «Здорово поиграли! Достаточно пошалили. Давай снова превратимся в маму и сыночка (дочку)!»

Хорошо, если игра получится радостной. Это главная эмоция детских игр. Чем её больше, тем меньше причин играть в агрессивные игры.

Источник: //mama-pomogi.ru/vospitanie/agressivnyie-igryi

Детская агрессия: причины. 10 игр на преодоление детской агрессии

Игра и агрессия

Существует определенный возрастной период, в котором поведение ребенка кардинально меняется.

Как описывают сами родители, послушные и податливые к словам взрослых дети, вдруг становятся неуправляемыми, желающими доказать собственную правоту. Обычно это случается в возрасте от 2 до 4 лет. Но не стоит пугаться.

Психологи давно выделили кризис трехлетнего возраста, как значимый для развития и формирования личности ребенка. Агрессивное поведение в это время – частое явление.

Следует помнить, что ни в коем случае не следует подавлять сильные негативные эмоции, ругать ребенка за проявление инициативы. Самым правильным будет попытка договориться и помочь малышу выразить свои эмоции через игровую деятельность. Именно для просвещения родителей и предназначена эта статья.

Появление детской агрессии

Во многих случаях агрессия – это своего рода защита, которая естественна не только для детей, но и для взрослых. В случае возникновения угрозы, мы стараемся защититься. Дать сдачи обидчику – это адекватная реакция. Другой вопрос, что довольно часто агрессивное поведение становится нормой.

В это случае кроха не только выказывает защиту, но и старается напасть сам, без всяких на это объективных причин. Это может говорить о том, что ребенок в силу каких-либо причин просто вынужден проявлять агрессивность. Для того, чтобы скорректировать данное поведение, необходимо разобраться в истоках.

Эмоциональная атмосфера в доме

Если ребенку приходится наблюдать за постоянными ссорами и конфликтами родителей, ему становится некомфортно.

Маленькие дети могут ощущать, что именно они являются виновниками испорченных отношений между значимыми взрослыми.

Более того, в результате семейных разборок, у ребенка закладывается модель поведения семьи, вследствие чего, в будущем, он будет неосознанно воспроизводить ее в своей семье.

Неправильно выбранный стиль воспитания

Когда мать и отец не могут справиться с эмоциями, позволяют себе кричать на ребенка, бить его, игнорировать, высмеивать интересы, малыш может проявлять агрессивность, чтобы заставить таким образом уважать себя.

Более того, во многих благополучных семьях считает нормой напугать кроху разлукой, возможностью отдать его посторонним, отправить в детский дом или оставить на улице, если он не начнет слушаться.

Эти методы, также как и проявление гиперопеки, когда ребенок пытается отстоять личные границы и сделать самостоятельный выбор, способный привести к появлению агрессивному поведению.

Некомфортная атмосфера в детском учреждении

К сожалению, в детских коллективах можно встретить не только агрессивно настроенных детей, но и взрослых, которые позволяют себе физическое и моральное унижение над воспитанниками и учащимися. Немудрено, что ребенку приходится защищаться, чтобы не дать ощутить моральное превосходство над собой и защитить, таким образом, чувство собственного достоинства.

Обесценивание чувств и эмоций ребенка

Маленький ребенок – это не только радостные моменты, связанные с его улыбкой, смехом, какими-либо достижениями и хорошим отношением к родителям. Каждый человек имеет право выразить свои чувства, которые могут быть, как положительными, так и негативно окрашенными.

Не стоит говорить ребенку, что он не имеет право плакать, злиться, выказывать раздражение и показывать, что ему в данный момент некомфортно.

Ни одно чувство и эмоция не проходят для психики бесследно, трансформируясь в психосоматические расстройства, проблемы с доверием, с построением отношений с другими людьми и попыткой выразить себя через неформальные увлечения и экстремальные виды спорта, чтобы почувствовать себя «живым».

Повышенный уровень тревожности у ребенка

Родители, руководствуясь благими намерениями, могут стараться обезопасить малыша от каких-либо опасностей, выказывая предостережение относительно тех или иных действий ребенка.

Это лишает кроху инициативы, здоровых амбиций, желания узнавать окружающий мир. Нередко мнительность и впечатлительность – черты характера самого ребенка.

В том и другом случае можно наблюдать проявление агрессивности как способа обезопасить себя от возможных трудностей.

Признаки агрессивного поведения

О наличии детской агрессии можно говорить, если у ребенка наблюдаются:

  • Желание развязать драку, причем без объективных причин;
  • Потребность укусить;
  • Попытка отпинать, избить самих родителей;
  • Оскорбления, слова, относящиеся к нецензурной лексике;
  • Аутоагрессия (малыш бьется головой об стену, старается нанести себе увечья, руководствуясь мыслью «Я плохой, от меня надо избавиться»);
  • Ссоры с другими детьми, принципиальное нежелание идти на компромисс;
  • Подражание и восхищение отрицательными героями;
  • Провокационные высказывания негативной окраски.

Игры при агрессивном поведении

В данный возрастной период ведущая деятельность ребенка – игровая. Специалистами в области детской психологии были выделены специальные игры, которые позволяют снять агрессию, ощутить комфортное психоэмоциональное состояние.

«Обзови меня»

Главный атрибут – небольшой мячик. Нужно встать напротив ребенка и кидать друг другу мяч. Каждый бросок сопровождается «обидным словом», которое должно быть безобидным. К примеру, «Костя – гвоздик», «Мама – панама».

«Выбивание пыли»

В моменты, когда ребенок ощущает желание выплеснуть агрессию, стоит поработать с его телом, чтобы помочь ему справиться с эмоциями. Для данной игры можно взять мягкую подушку и попросить малыша активно бить ее, подбрасывать, кричать, пинать, выбивая таким образом из нее пыль.

«Как насчет драки»?

Следует захватить небольшие подушки и устроить с ребенком самый настоящий бой. Можно обеспечить звуковое сопровождение. Лучше сказать малышу, что можно лишь использовать подушки, не обзывая и не распуская руки, что приведет к прекращению игры.

«Обстрел снежками»

Необходимо заранее заготовить скомканную бумагу, бросаясь ей друг в друга.. Не нужно забывать уворачиваться от «снарядов», прятаться и искренне радоваться победе. Дети в восторге от подобного развлечения, которое способно не только снять агрессивность, но и обеспечить прилив положительных эмоций.

«Салют»

Для данной игры понадобится разноцветная бумага, которую следует отдать ребенку. Суть данного способа снять агрессию в том, чтобы для начала разорвать листы на кусочки, а затем начать подбрасывать их вверх. Главное – обеспечить достаточное количество бумаги, чтобы ребенок смог вдоволь насладиться игрой, а уже после собрать все листки с пола.

«Катание мячика»

Данная игра предполагает использование теннисного мячика, который следует расположить на поверхности. Задача малыша – дуть на мячик, чтобы тот смог сдвинуться с места.

Также можно придумать различные траектории, по которым будет катиться мячик.

Глубокий вдох будет способствовать расслаблению всех мышц, успокоению, вследствие чего не стоит недооценивать пользу дыхательных упражнений для коррекции агрессивного поведения.

«Буря в море»

Можно устроить игру в процессе купания или набрать воду в глубокую и широкую посуду, воображая, что это море, на котором вот-вот начнется шторм. В данной игре также используется сила дыхания, что позволяет устраивать самые настоящие волны.

«Повелитель ветров»

Нужно усесться напротив ребенка и дать ему звание повелителя ветров. Суть игры – дуть как можно сильнее на своего спутника. Мама может подыграть малышу, делая вид, что ее активно сдувает, что приходится сопротивляться порывам ветра.

«Упрямый ослик»

Малышу необходимо улечься на что-то мягкое. Суть игры- поднять и силой опустить ноги, сопровождая действиями фразами «Нет!», «Никогда». Ребенку позволительно выплескивать эмоции, активно отстаивать в этот момент свою позицию.

«Футбол дома»

Понадобится подушка или мяч, изготовленный из тряпок или ненужной бумаги. Родитель и ребенок начинают игру, обсудив правила. Суть – возможность ребенка попинать, покидать мяч, сбросив таким образом, эмоциональное напряжение.

//www.youtube.com/watch?v=Tc2KPkDHE6s

Чтобы подобрать наиболее оптимальную игру для малыша, стоит испробовать все варианты. Не нужно делать акцент на том, что она необходима, чтобы скорректировать агрессивное поведение. Лучше всего понимать, что это прекрасный способ лишний раз уделить внимание своему ребенку.

Детская агрессия. Как справиться с агрессией ребенка (видео)

Источник: //babymir.net/detskaya-agressiya-prichiny-10-igr-na-preodolenie-detskoj-agressii/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.