Любовь к отеческим… стволам?

«Любовь к отеческим гробам»

Любовь к отеческим... стволам?

Даугавпилсское отделение Русской общины Латвии решило взять шефство не только над братскими могилами времен Второй мировой войны, но и над надгробными памятниками, имеющими культурно-историческое значение

В Даугавпилсе Русское общество Латвии составило собственный список исторически значимых захоронений.

«Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу…

Любовь к отеческим гробам,

Любовь к родному пепелищу.

На них основаны от века

По воле Бога самого

Самостоянье человека,

Залог величия его».

А.С. Пушкин.

Восстановить справедливость

Активисты общины обнаружили братское кладбище за тюрьмой, совершенно заброшенное, превращенное в пустырь. После субботника оно приобрело более ухоженный вид. Но на этом дело не закончилось.

Российское консульство в Даугавпилсе выделило средства на реконструкцию памятного места.

Будет заменен и скромный памятник, на котором указано, что здесь были расстреляны бойцы и командиры Советской армии, замученные фашистскими захватчиками в период 1941-1945 годов.

Однако на новом памятнике появится другая надпись. Роловцы установили, что в этих могилах покоится не менее трех тысяч мирных жителей.

Заместитель председателя этой организации Владимир Денисов нашел в архивах документы, подтверждающие, что в июне и июле в железнодорожном садике возле тюрьмы расстреливали еврейское население Даугавпилса.

Об этом есть сведения в заключении судебно-медицинской комиссии экспертов по делу совершенных немецко-фашистскими захватчиками злодеяний в районе Даугавпилса, – рассказывает Владимир Михайлович. – В первые же дни оккупации гитлеровцы бросили сотни людей в тюрьму и подвалы полицейских участков.

Вскоре было создано гетто, куда согнали все еврейское население города. И первый расстрел был проведен именно возле тюрьмы. А потом уже убивать стали в Погулянке, в сосновом бору на окраине. Об этих трагических событиях помнят и старожилы города.

Ведь в репрессиях участвовали и полицаи, набранные из местных. Они не особенно скрывали, чем занимались. Моя мама рассказывала, как наш сосед в то время хвастал: «Пристрелил сегодня жиденка. Его мать научила прятаться под детской ванночкой и ползти потихоньку. Ну, мы по этой ванночке и ударили очередью».

Память о безвинных жертвах фашизма будет увековечена в новой надписи.

Денисов верит, что в этой братской могиле похоронен и его отец, участник Сопротивления. Он входил в группу Павла Лейбча, действующую на территории Латвии. Был схвачен гестапо, подвергнут страшным пыткам и расстрелян.

Это тоже история

Я уверен, что память о прошлом – это единственный шанс избежать подобного в будущем. А мы не умеем ее хранить. В бывших гестаповских подвалах фирма «Диттон» устроила ресторан. Улицу Павла Лейбча переименовали. А в старинных оградах на кладбищах странным образом появляются новые захоронения. Так разрушается история, – говорит Денисов.

По профессии он механик, но летописью родных мест увлечен всерьез. В местном отделении общины отвечает за историческое направление, считает своим долгом сберечь для потомков свидетельства эпохи.

Кстати, не все знают, что если за могилой никто не ухаживает, ее абсолютно законно через 25 лет могут сровнять с землей. В Риге по вновь принятым правилам этот срок еще короче. При нашей действительности – войнах, революциях, перемещении по всему земному шару – скоро исчезнет само понятие – старинное кладбище. А ведь это тоже история, причем удивительная.

В Даугавпилсе есть гарнизонное кладбище, известное уникальной деревянной Александро-Невской церковью. Как знаменитые Кижи, она срублена без единого гвоздя. Построен храм на пожертвование купца Чурсина. Он проезжал в конце XIX века через Двинск.

По дороге тяжело заболел сын и скоропостижно скончался. Здесь он и похоронен. Как говорят старожилы, гроб был сделан с окошком и поставлен в склеп, над которым установлен ажурный железный купол. Проржавевшие остатки этой усыпальницы еще видны.

Да и самые обыкновенные могилы с крестами многое расскажут о былом. Вот, к примеру, надпись на камне: «Евгения Брониславовна, жена штабс-капитана Мозулевского». До революции и в паспортах женщин обязательно указывалось, чья это жена или вдова, для незамужних – чья дочь или сестра. В наши феминистические времена это трудно понять, а некогда было нормой.

Это старинное русское кладбище при крепости – напоминание о славной странице в истории города, связанной со строительством этого бастиона, с первым гарнизоном, размещенным за крепостными валами.

А на другом кладбище, православном, есть памятник броненосцу «Петропавловск», участвовавшему в Цусимской битве. Историки знают, что в том морском сражении с японцами на «Петропавловске» погибли адмирал Макаров и художник Верещагин. Среди героев был и мичман Шишко, уроженец Двинска. В память о сыне его матушка поставила памятник кораблю и всем морякам, на котором установлены настоящие якоря.

«Мы не Иваны, не помнящие родства»

Такой позиции придерживаются в русской общине. И потому взяли шефство над многими безродными могилами. В самом деле, если слепо следовать кладбищенским правилам, то давно надо срыть и могилу Гагельстрома, основавшего 150 лет назад театр, и Дубровина, посадившего чудный парк в центре города.

Мы обследовали кладбища, составили собственный список исторически значимых захоронений, – рассказал председатель отделения РОЛ  Алексей Васильев. – В нем примерно 60 объектов.

В этом перечне указано, что нужно сделать, чтобы сохранить тот или иной памятник. Документ этот передали в муниципальное предприятие по благоустройству. Это хотя бы послужит гарантией того, что старые могилы не уйдут под бульдозер.

Дума обещала по возможности выделить средства на уход за этими объектами.

Конечно, РОЛ не остается в стороне от непосредственной работы по уходу за памятными местами. Не один субботник провели активисты. Некоторые памятники уже восстановлены.

Одни спасают, другие – варварски разрушают. Красивую кованую ограду, ажурный металлический крест могут в одну ночь выломать и вывезти. То ли бомжи, то ли «любители старины».

Поэтому еще одной своей важной задачей энтузиасты считают приобщение всех горожан к истории родных мест.

Ведь, как писал Пушкин, залог величия человека основан на двух чувствах – любви к родному пепелищу и отеческим гробам.

Источник: //gorod.lv/novosti/30884-lyubov_k_otecheskim_grobam

Любовь к отеческим гробам..

Любовь к отеческим... стволам?
Пушкин в известном черновике 1830 г. оставил запись, которую мы держим в русских сердцах уже почти два века, правда, распоряжаемся этим завещанием порой странно, даром что цитируем весьма часто: Два чувства дивно близки нам — В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века По воле Бога самого Самостоянье человека, Залог величия его…

Светское сознание отметит у Пушкина парадокс: вослед за родным пепелищем (то есть отчим домом) поэт отеческие гробы в последнем катрене называет «животворящей святыней». Более того, «Земля была б без них мертва, / Без них наш тесный мир — пустыня, / Душа — алтарь без божества».

То есть: гробы являются животворящими, жизнью наполняющими Землю, нашу земную жизнь!

Ого! Это мысль православного человека, глубоко духовного. В какового Александр Сергеевич вполне развился к тридцати своим годам. По мнению русского философа С.

Франка, справедливо полагавшего Пушкина выдающимся религиозным мыслителем, «замечательна та философская точность и строгость, с которой здесь изображена связь духовного индивидуализма с духовной соборностью: «любовь к родному пепелищу» органически связана с любовью к родному прошлому, к «отеческим гробам», и их единство есть фундамент и живой источник питания для личной независимости человека, для его «самостояния», как единственного «залога его величия» Единство этого индивидуально-соборного существа духовной жизни пронизано религиозным началом: связь соборного начала с индивидуальной, личной духовной жизнью основана «по воле Бога самого» и есть для души «животворящая святыня». Само постижение и восприятие этой связи определено религиозным сознанием, тем, что Достоевский называл «касанием мирам иным»».

* * *

Одним из таких отчетливых мест сердечного, но и духовного касания мирам иным для всякого русского человека является монастырь в честь Святой Троицы и Святого Александра Невского в Санкт-Петербурге, именуемый лаврой. Туда нас ноги сами ведут всякий раз, когда мы приезжаем «навстречу Северной Авроры».

Теперь у входа в эту прославленную обитель стоит новый памятник святому равноапостольному князю Александру, честные мощи которого покоятся в главном храме лавры — Троицком.

Проходя к Троицкому собору по узкому лаврскому переулочку и мостику, прихожанин минует два старых некрополя, остающихся по левую и правую руку. То есть к окормлению вечному человек проходит сквозь сонм великих могил.

Троицкий монастырь был создан по приказу Петра I, усмотревшего в устье Черной речки «изрядное место». Первое упоминание обители в документах — июль 1710 г.

, когда Петр, осмотрев участок близ впадения Черной речки в Неву, повелел строить здесь Александро-Невский монастырь, поскольку эта территория считалась предполагаемым местом победы в 1240 г. войск князя Александра Ярославича над шведами в Невской битве. Петром предполагалось воспитывать здесь ученое монашеское братство — для подготовки настоятелей крупных монастырей России.

Через два года после окончания Северной войны Петр повелел перенести в новый город на Неве мощи Святого Благоверного князя Александра Невского. До того они пребывали во Владимире. В 1723 г. через Москву и Новгород их доставили в Шлиссельбург. Лишь через год после их исхода из Владимира, в августе 1724 г.

, царь Петр на ботике сопровождал раку со св. мощами по Неве. В 1790 г. мощи были перенесены в Троицкий собор Александро-Невского монастыря, где пребывают и ныне. Рака с мощами теперь установлена на свое историческое место.

Ежедневно перед мощами поются акафисты, звучат молитвы, каждое утро перед ракой с мощами покровителя обители ее насельниками совершается братский молебен.

В Троицком соборе возле серебряной раки со св. мощами князя Александра Невского хранился ключ Адрианополя, принесенный в дар обители императором Николаем I после войны за освобождение Греции от турецкого ига в 1829 г.

Тут подвизались известные молитвенники: архимандриты Евгений (Болховитинов) и Иоакинф (Бичурин), Феодор (в миру Иоанн) Ушаков, схимонах Досифей и его ученик Варлаам, впоследствии Тобольский архиерей. К здешнему старцу Алексию перед отправлением в г. Таганрог в 1825 г. приезжал император Александр I. По преданию, войдя в келью, он увидел черный гроб.

«Смотри, — сказал ему схимник, — вот постель моя, и не моя только, а постель всех нас: в ней все мы, Государь, ляжем и будем спать долго».

Обитель получила статус лавры в 1797 г. по указу императора Павла I. По проникновенному слову о. Сергия Булгакова, «представляет собою священный памятник великому русскому мужу, который так славно подвизался для блага своей родины и ныне предстоит молитвенником пред Богом за весь русский народ».

* * *

…Быть может, еще одно известное сочинение Пушкина посвящено именно этому некрополю: «Когда за городом, задумчив, я брожу / И на публичное кладбище захожу, / Решетки, столбики, нарядные гробницы…»

Привелось и нам побродить под некропольским снегом, посидеть на лавке в парке и, поставив свечу у раки Александра Невского в Свято-Троицком соборе, прощаясь с Петербургом, снова свернуть на аллею «отеческих гробов».

//rusedin.ru/2012/02/19/lyubov-k-otecheskim-grobam/

Источник: //ruskline.ru/monitoring_smi/2012/02/20/lyubov_k_otecheskim_grobam/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть