Ритуальное оружие

Ритуальное оружие: виды и применение — интернет-магазин «Бокадо»

Ритуальное оружие

Статья про авторские ножи которое применяется в различных ритуалах. Пережитком древних жертвоприношений считается обычай «казни петуха», ещё в начале XX в. в свадебной обрядности чехов, словаков, австрийцев: петуху — символу сексуальной потенции и похоти —обычным ножом или топором отсекали голову.

В Непале обряд поклонения предкам предполагал многочисленные жертвоприношения животных — петуха, барана, голубя, — которых убивали ножом кукри. В Монголии только ножом хутга в ритуальных целях резали барана, следя за тем, чтобы кровь не попадала на землю.

Именно мужские ножи применяли в обряде жертвоприношения знамени, совершаемом во время военных действий, — человеку рассекали грудь ножом, вырывали сердце, а кровью окропляли знамя.

Отголоском очень своеобразного древнего обряда или, скорее, совокупности обрядов (убиение врага, добывание знаков воинской доблести, поражение тотема, жертвоприношение), предполагающих применение различных клинков, является коррида — бой быков.

Испокон веков бык олицетворял жизненную силу, производительные силы природы, мужское начало, поэтому современная коррида — это «производное» от древних средиземноморских игр, в основе которых лежало ритуальное состязание с быком и жертвоприношение священного быка. Во время корриды применяются разнообразные клинки: шпага, бандерильи (острые пики с деревянным древком, увенчанным лентами) и пунтилья (кинжал, которым тореадор добивает быка).

Оружие в свадебных обрядах

Широкое применение находило оружие и в свадебных обрядах. Как правило, оно выступало в роли фаллического символа, мужского начала, мужественности — не случайно в Болгарии девушка, чтобы показать, что она принимает знаки внимания со стороны юноши, выхватывала у него из-за пояса нож. В Непале нож кукри является важным атрибутом жениха.

В Дитмаршене, на севере Германии, отец невесты желал молодым многочисленного потомства в «присутствии» извлечённого из ножен меча или кинжала, выступавшего в качестве «гаранта» исполнения пожелания, а потом им же чертил на земле три креста перед входом молодой пары в церковь.

К тому же символическое умыкание женихом невесты происходило после того, как жених старым мечом (в Венгрии — саблей) разрубал соломенную цепь, преграждавшую путь к избраннице. В Черногории, чтобы новобрачная рожала мальчиков, её провожали в дом мужа по ковровой дорожке, под которой лежали нож и мужской пояс.

В Греции жених принимал участие в заклании скота для праздничного стола, используя специальный нож. На туркменских свадьбах непременным «участником» являлся нож джоухер; по поверьям, он был пронизан благодатью и обладал способностью светиться.

В Индии клинки, как правило, входят в состав дара, посылаемого родителям невесты, а у народа нага в случае свадьбы вождя назначается очень высокая плата за жену — один, а то и несколько ножей дао.

Клинки для принятия родов

Клинки часто используются в родильной обрядности и в обрядах излечения больных. Например, в Турции, чтобы обеспечить женщине благоприятные роды, ей предписывалось перешагнуть через меч гази — мусульманского борца против неверных.

Чтобы облегчить роды, в Малой Азии практиковался обряд раскрытия всех клинков и лезвий, включая ножницы, а в Италии и в Испании на одежде роженицы ножом разрезали все завязки, шнуровки и ленты. В мусульманских странах для выздоровления больного и облегчения страданий роженицы под подушку клали две иглы, нож и Коран.

У народов Малой Азии для очищения от злых духов помещения, в котором находится недужный, призывали оджаклы — кузнеца (он считался также причастным к знахарскому знанию и почитался как покоритель злых сил) либо мусульманского служителя — ходжу или имама. Им надлежало взять в руки нож или меч и размахивать им, приговаривая: «Проклятые, быстро уходите!».

Ходжа, имам или оджаклы должен был очертить острым клинком магический круг вокруг постели больного или роженицы, произнося молитвы или заклинания; при этом применялся либо специальный обрядовый «кара саплы бычак» («нож с чёрной ручкой»), либо «балта» (топор).

К обряду «разрезания тыквы» традиционным большим ножом кятта прибегают синигалы Шри-Ланки, изгоняя демона из больного. Туркменские клинки джоухеры считались эффективным средством для достижения благополучия и здоровья, но носить их надо было постоянно; чтобы предотвратить головную боль и ночные кошмары, джоухер клали в изголовье.

Кроме того, при помощи этого клинка проверяли, не отравлена ли пища: лезвием проводили над готовящимся блюдом или опускали его в подозрительную снедь, если оно темнело, пищу считали отравленной. Важная роль отводилась клинкам в обрядах, связанных с рождением ребёнка.

Непальцы перерезали пуповину новорождённого только ножом кукри, являвшимся в повседневной жизни символом мужчины, оружием воинов; этот же нож клали под детскую кровать, чтобы отвратить злых духов. В Турции и Средней Азии пуповину перерезали ножом, бритвой, ножницами: после этого их не мыли и подвешивали к притолоке в сложенном виде, с закрытыми лезвиями.

В Греции, некоторых регионах Кавказа, в Италии и Турции в зыбку ребёнка клали нож, ножницы, обломок серпа, меча, другие виды клинков, а пеленая ребёнка, между складками материи прокладывали обычный нож, игравший роль обрядового клинка. Такая практика в ряде областей Италии (например, в Лукании) дополнялась тем, что ребёнку на шею надевали ладанку с обломком лезвия или гвоздями: на них должны были бы напороться ведьмы.

Во многих культурах клинок служил знаком достижения наивысшего социального статуса мужчины, его становления как воина и продолжателя рода. Так, во всем Среднеазиатском регионе он являлся атрибутом мужчины, одним из элементов обязательной триады папаха — нож — пояс.

В частности, в Туркмении очистительный обряд «сунет» знаменовал переход мальчика в возраст отрочества и был связан с обрезанием и первым усаживанием на коня; для подростка приобретали лошадь с полным снаряжением, шили новую одежду, обязательным элементом которой был пояс с подвешенным к нему ножом «гульбенд пчак».

Важнейшую роль клинки играли в похоронной обрядности. Общепринятой во многих регионах, включая европейский, была практика отправлять покойного в последний путь в сопровождении оружия, в том числе клинков. В Индонезии, как и в некоторых районах Индии, клинки сжигали вместе с хозяином. У нага воина в мир иной сопровождал только тяжёлый боевой нож дао.

Но если смерть наступала в результате несчастного случая, дао погибшего и всё достояние его семьи подвергалось табуации — их надлежало выбросить или уничтожить. В Непале старший родственник умершего несёт нож кукри без ножен во главе похоронной процессии.

Поскольку туркменский нож джоухер обладал «карамат» (благодатью), его включали в число предметов (пшеница, серебряные изделия, в частности браслеты, соль), способных освобождать от греха, вследствие чего именно перед ними читали очистительную молитву после смерти человека.

Оружие как символ власти

Среди коллекционного оружия, применявшихся в различных обрядах, важнейшую роль играл меч. Он являлся одним из основных символов власти, атрибутом господина; не случайно в европейской практике торжественное вступление во власть нередко сопровождалось опоясыванием мечом.

В мифах и религиозных представлениях меч, как, впрочем, и все клинки, наделяется специфической семантикой, сводимой к противопоставлению жизнь — смерть, условную границу между которыми символизирует тонкое лезвие.

В этой связи можно вспомнить «пламенный меч обращающийся»: с ним после грехопадения Адама и Евы был поставлен у врат рая херувим, охранявший путь к древу жизни. Топор также издавна служил оберегом и был участником различных обрядов.

Например, у народов Севера его вбивали над притолокой у входа в дом для охраны жилища; функции талисмана и оберега выполнял топор у гуцулов, лемков, бойков.

В Словении так называемые позвачины, созывавшие гостей на свадьбу и игравшие важную роль в свадебной обрядности, обязательно несли деревянные топоры, обёрнутые шкуркой ежа, чтобы отпугивать злых духов.

В Нижней Лужице (Германия) на порог дома невесты при подъезде жениха клали топор и метлу: на лезвие злые силы должны были напороться, а пересчитывая прутья метлы — отвлечься от невесты. Кроме того, новобрачной, переезжавшей в дом мужа, надлежало переступить порог с лежащим на нём топором — оберегом дома.

Многие народы с глубокой древности исповедовали веру в магическую «охранительную» силу волос, что придавало обрядовый характер процессам стрижки и бритья, равно как и инструментам, задействованным в этих процедурах. У некоторых народов Индии, например у нага, волосы обрезали ножом дао. Специальным ножом (имевшим обычную форму, но не «участвовавшим» ни в каких-других операциях) подстригали бороды и брили головы в Средней Азии. Ритуальное бритьё жениха, означавшее его переход в иную возрастную категорию и обретение нового социального статуса, присутствовало в свадебной обрядности греков, сербов, болгар, причём брадобрей работал либо опасной бритвой, либо — в соответствии с более древней традицией — специальным, очень остро наточенным ножом.

В нашем магазине вы можете купить авторские и эксклюзивные ножи самых лучших оружейников и кузнецов Европы. Все экземпляры представлено в разделе подарочные ножи.

Источник: //www.Bon-Cadeau.ru/interesting/ritualnye-avtorskie-nozhi

Классическое Оружие самураев, легенда о происхождении

Ритуальное оружие

Катана – классическое самурайское оружие

Посмотрим, чем должен быть вооружен классический японский воин.

Обычный набор «гунки», т. е. оружия воина, с древности включал короткое оружие (меч), длинное оружие (копье, трезубец) и лук со стрелами. Хотя виды оружия и способы его изготовления менялись, полный набор оставался прежним. Столь привычный для нас сегодня самурайский меч-катана далеко не сразу стал основным в экипировке воина.

По китайской традиции, более практичным в бою считалось длинное копье, благодаря которому можно было просто не подпустить к себе нападающего с мечом. Первоначально и японские воины использовали преимущественно длинные копья и алебарды.

В период Муромати копья обычно носили простые пехотинцы (асигару – быстроногие), а именитые самураи отдавали предпочтение благородному мечу. Позже, с XVII века, копья стали превращаться в ритуальное оружие: на них навешивали разноцветные кисти, древко красили в красный цвет.

Воины, вооруженные такими копьями, сопровождали обычно кортежи богатых даймё.

Алебарда

А вот алебарда (нагината) быстро превратилась в «женское» оружие. В XVI–XVII веках нагината была очень популярна среди придворных дам. Не обладая большой физической силой, они использовали свои особые уловки и трюки, например, наносили удары в падении, закрывали глаза противника полами своего широкого плаща и выполняли многие другие хитроумные действия.

Оружие в прошлом, что погоны сегодня

сэтто – ритуальный меч

Ритуальное отношение к оружию зародилось в Японии задолго до становления самурайской культуры, еще во времена «государства Ямато» в VII веке.

Оружие профессионального воина – это не только предмет для ведения поединков, но еще и «поручение» – поручение быть мужественным, непобедимым, обладать сакральной силой.

Например, когда военачальник отправлялся в поход, государь вручал ему сэтто – ритуальный меч, после чего военная операция считалась начатой. Военачальник уже не мог вернуться домой даже для того, чтобы проститься с родными, он шел исполнять свой долг.

Оружие, пожалованное правителем, символизировало звания, почести, награды. Нередко особые типы мечей или пик выполняли в армии Ямато те же функции, что погоны сегодня.

Например, главному министру полагалось четыре копья, левому и правому министрам (т. е. его заместителям) – по два, а старшему государственному советнику – одно копье; копья носили оруженосцы.

Но ничего чисто «самурайского» в отношении к оружию мы здесь не найдем. Самураи лишь эстетизировали, перевели на более высокий ритуальный уровень тот оккультный подход к оружию, который существовал за сотни лет до них как в Японии, так и в Китае.

Меч — символ божественого могущества

Например, мечам издревле приписывалась некая магическая сила. Меч – не просто знак власти, это символ божественного могущества, он как бы принадлежит к иному миру – миру духов.

Расскажем одно предание. Как-то молодому воину, состоявшему в свите главы клана Тайра – Киэмори приснился странный сон.

Будто бы он присутствует на важном совещании, вокруг сидят старцы, и один из них говорит: «Тот меч, который я недавно передал Тайра, я у них отберу и дарую изгнаннику из Идзу – Ёритомо» (речь идет о Минамото Ёритомо – главе клана Минамото, победившем дом Тайра). Как оказалось позже, эти слова произнес сам бодхисаттва Хатиман, который высоко почитался в воинской среде.

Толкование этому сну дано было однозначное и весьма безрадостное для клана Тайра: Тайра утратят свою власть, которая перейдет к их соперникам Минамото, что в конце концов и случилось. Кстати, другой знак потери власти Тайра также был связан с оружием.

Предания гласят, что Киэмори получил от самого бога Ицукусима небольшую серебряную алебарду и с тех пор держал ее у своего изголовья. Но однажды ночью она внезапно пропала.

Жена властителя истолковала это однозначно: «По воле бога Ицукусима, покровителя рода, приходит к концу господство Тайра».

И меч, и алебарда выступают здесь как символы власти, данной Небом, некоего «мандата на правление».

Эта символика присутствует во многих легендах, посвященных прародителю японского народа Ямато Такэру, которые изложены в двух классических произведениях VIII века – «Кодзики» («Записи о делах древности») и «Нихон секи» («Анналы Японии»).

Мифы объясняют многие победы Ямато наличием у этого мужественного и безжалостного воина священного меча, равного которому не было во всем мире. Меч был подарен Ямато богами и таким образом символизировал как бы «божественное благословение» на правление Японией.

Предание о мече Ямата

В легендах рассказывается о том, как обидевший богиню солнца Аматэрасу ее брат Сусаноо был изгнан из небесных чертогов на землю.

Здесь он совершил немало воинских подвигов, в том числе убил страшного дракона, который пожирал прекрасных девушек в одной из деревень. Сусаноо, решив уничтожить злодея, прибег к хитрости.

Сначала он опоил дракона восемью бочками вина, а затем разрубил захмелевшее чудовище на части. И вот когда Сусаноо рубил хвост, его меч, наткнувшись на что-то очень твердое, разлетелся на куски.

Оказалось, что в хвосте дракона был спрятан еще один меч, равного которому по крепости не было во всем мире. Этот меч из хвоста дракона (дракон – знак императорской власти на Дальнем Востоке) получил имя Кусанаги: «срезающий траву» и стал символом царского могущества.

Через несколько поколений чудесный меч Кусанаги перешел к Ямато Такэру от его тетки. В мифологической символике это означало, что Ямато получил всю полноту власти над народами Японии. Почитание самурайской катаны как священного предмета, вознесение ей молитв во многом восходило именно к древнему преданию о мече Ямато – символе могущества, переданного людям богами.

Айны – островной народ. Осмысление боевой практики

Многое в оккультном осмыслении боевой практики самураи почерпнули у айнов – древнейшего народа Японии. Айны изготовляли церемониальные, или «парадные», мечи и ножи, придавая им порой самые необычные формы.

Рукояти, длинные, как у самурайской катаны, покрывались сложнейшим орнаментом, а деревянные ножны представляли собой туловище рыбы, заглатывающей сам нож.

Айны – островной народ, живущий в основном дарами моря, – предпочитали именно силуэты рыб, раковин, моллюсков, видя в этом магическое «призывание удачи».

В изготовлении клинков айны не были большими мастерами, они получали их путем обмена у жителей северовосточной части острова Хонсю. Зато сами изготавливали рукоять и ножны и наносили на них орнамент, считая, что таким образом переводят простой кусок дерева или металла в разряд ритуально-магических предметов.

Священное отношение к мечам сохранилось у айнов практически до нашего времени, оно существовало параллельно с самурайской культурой «одухотворенного оружия».

Оружие айнов выполняло «лечебные» функции; то же самое можно встретить и у самураев.

Например, считалось, что если к больному месту приложить круглый щиток от меча, его гарду (цуба), то недуг быстро проходит.

Цуба

А чуть позже самураи превратили цубу в магический предмет воинского ритуала. Священным считался не только самурайский меч, священно было и обучение владению катаной. Секреты искусства кэн-дзюцу хранили чудесные существа – цухи-тэнгу. Они обычно представляли собой полулюдей-полуворон.

Те тэнгу, которые стояли ближе к людям, именовались кохода-тэнгу, а те, кто был больше похож на ворон, – карасу-тэнгу. Последние обладали крыльями и очень длинным носом. Рассказывают, что великий мастер меча Ёсицунэ был первоначально скромным монахом на горе Курама.

Как-то в видениях ему явился кохода-тэнгу и начал обучать искусству владения мечом, после чего Ёсицунэ не стало равных во всей Японии.

Источник: //moniteur.ru/biblioteka/interesnoe-iz-mira-boevogo-iskusstva/2158-2012-10-31-14-34-04.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть