Ружья, канувшие в лету

Фитильное ружье. История огнестрельного оружия

Ружья, канувшие в лету

На рубеже XIII и XIV веков оружие мира значительно обогатилось — в арсеналах европейских армий появились невиданные до тех пор огнестрельные образцы.

Правда, порох, являвшийся их основой, уже был задолго до этого изобретён в Китае, но там его применение ограничивалось лишь праздничными фейерверками.

Европейцы же показали себя людьми более практичными, и вскоре поля их сражений стали оглашаться артиллерийской канонадой.

Новое и невиданное оружие

Началась эра огнестрельного оружия с изготовления первых пушек. При всей их примитивности и несовершенстве, они сразу создавали существенное военное преимущество.

Если разрушительная сила орудий была незначительной, то психологический эффект при их применении достигался огромный. Достаточно представить, что должны были чувствовать противники при виде яркой вспышки, сопровождавшейся ужасным грохотом и клубами дыма.

Да и ядро, просвистевшее в воздухе и вдребезги разбившее стену крепости, не повышало оптимизма.

Прошло немало времени, прежде чем конструкторская мысль древних оружейников подсказала им создать на базе громоздких и неповоротливых артиллерийских орудий их уменьшенный вариант. Подобная конструкция позволяла воинам держать оружие в руках и, сохраняя достаточную мобильность, поражать противника на значительном расстоянии. Так появилось первое фитильное ружьё.

По техническому устройству оно во многом напоминало свою прародительницу – пушку. Кстати, даже названия их были схожи.

Например, западноевропейские оружейники производили так называемые бомбарделлы — уменьшенный вариант бомбарды, а на Руси имели распространение ручницы, использовавшиеся для стрельбы с рук.

Первые образцы подобного оружия представляли собой металлическую трубу длиной около метра и толщиной до сорока сантиметров. Один её конец делали глухим, с высверленным сверху запальным отверстием.

Эта труба укладывалась на деревянное ложе и крепилась к нему металлическими кольцами. Заряжалось такое ружьё с дула. Туда засыпался измельчённый порох, который уплотнялся с помощью пыжа. Затем в дуло проталкивалась пуля.

В ранних образцах её роль выполнили мелкие камни соответствующего диаметра. После этого ружьё было готово к бою. Оставалось лишь навести его на цель и поднести к запальному отверстию раскалённый на жаровне металлический прут.

Технические находки оружейников

С тех пор как стрелковое вооружение вошло в обиход, оно неизменно совершенствовалось.

К примеру, фитильное ружьё XV века имело запальное отверстие с правой стороны, а возле него была устроена специальная полка, куда насыпался затравочный порох.

Подобная конструкция имела преимущество: поднося к полке фитиль (в данном случае — раскалённый прут), стрелок не заслонял себе цель, как это было прежде. За счёт столь нехитрого усовершенствования удалось значительно повысить точность стрельбы.

Следующим изменением, которое претерпело фитильное ружьё, было появление откидной крышки, предохранявшей полку с затравочным порохом от влаги и воздействия ветра.

И уж самым настоящим техническим прорывом можно назвать изобретение льняного фитиля, пришедшего на смену раскалённому стальному пруту.

Обработанный селитрой или винным спиртом, он тлел длительное время и прекрасно выполнял свою функцию, поджигая запал.

Изобретение спускового крючка

Но старинное фитильное ружьё по-прежнему оставалось неудобным.

Проблема заключалась в том, что, производя выстрел, требовалось подносить руку к полке с затравочным порохом, из-за чего часто случались промахи при стрельбе. Однако оружейники решили и эту проблему.

Они просверлили в деревянном ложе отверстие и пропустили сквозь него металлическую полосу в виде буквы S, подвижно закреплённую посередине.

К верхнему её концу, направленному в сторону затравочной полки, крепился тлеющий фитиль, а нижняя часть выполняла ту же функцию, что и современный спусковой крючок у стрелкового оружия. На него нажимали пальцем, верхняя часть опускалась, фитиль воспламенял порох, и следовал выстрел. Такая конструкция избавила стрелков от необходимости постоянно держаться вблизи полевой жаровни.

В конце XV века фитильное дульнозарядное ружьё было оснащено особым устройством, ещё в большей степени повышавшим эффективность стрельбы. Это был первый фитильный замок, прообраз будущих ружейных затворов. Несколько позже его оснастили защитным щитком, предохранявшим глаза стрелка при вспышке запального пороха. Такая конструкция была характерна для продукции мастеров Англии.

Нарезка стволов и совершенствование прикладов

В семидесятых годах XVI века важнейшим этапом в совершенствовании стрелкового оружия стало появление первых нарезных стволов. Их изобрели оружейники из Нюрнберга, и эффективность подобного новшества сразу стала очевидной, так как нарезное фитильное ружьё позволяло поражать цели с более высокой точностью.

Значительные изменения к этому времени претерпел и приклад. Прежде он был прямым, и при стрельбе его приходилось упирать в грудь, что вызывало крайнее неудобство.

Французские мастера придали ему изогнутую форму, что обеспечило направление энергии отдачи не только назад, как было прежде, но и вверх. Кроме того, такой приклад можно было упирать в плечо.

Именно эта конструкция стала классической и сохранилась в общих чертах до наших дней.

Появление фитильных мушкетов

К концу XVI века ручное стрелковое оружие окончательно оформилось как самостоятельный вид, навсегда отошедший по своей конструкции от породивших его артиллерийских орудий. В этот период широко входят в военный лексикон такие названия, как фитильный мушкет, аркебуза, пищаль и так далее. Конструкторская мысль оружейников тех лет порождала всё новые и новые усовершенствования.

Например, хорошо известный мушкет появился после того, как родилась идея ставить тяжёлое фитильное ружьё на опору, называемую подсошком.

Казалось бы, нехитрое изобретение, но оно сразу позволило повысить точность и дальность стрельбы, увеличить калибр ствола и создать бойцу дополнительные удобства.

Музей оружия, развёрнутый в экспозициях Эрмитажа, имеет богатую коллекцию образцов стрелкового вооружения той эпохи.

Неудобства фитильного оружия

Но при всех попытках усовершенствования, мушкет ненамного опередил фитильное ружьё 15 века. В обоих случаях, прежде чем произвести выстрел, требовалось, уперев в землю приклад, засыпать в него достаточное количество пороха. После этого, используя пыж и шомпол, основательно уплотнить его и опустить внутрь пулю.

Затем насыпать на полку затравочного пороха, закрыть крышку и вставить тлеющий фитиль. Затем крышку вновь открывали и только после уже прицеливались. Эксперимент показал, что на весь этот процесс требуется не менее двух минут, что в боевой обстановке крайне много.

Но даже при таком несовершенстве оружие мира, став огнестрельным, в корне изменило порядок ведения войны.

Успехи российских оружейников

Следует обратить внимание на то, что мушкеты, производившиеся в России в XVII веке и использовавшиеся в армии наряду с голландскими, ничуть не уступали последним по своим боевым качествам, а отдельные образцы значительно превосходили их.

В этот период русская армия во многом изменилась вследствие проведённых в ней реформ, обусловленных историческими требованиями и политической обстановкой тех лет.

Для защиты государства от непрекращавшихся попыток агрессии со стороны западных соседей необходима была модернизация армии, и одной из её составляющих стало усовершенствование вооружения, в том числе и стрелкового.

Немецкое пособие для стреляющих из мушкета

Техника применения мушкетов того времени хорошо продемонстрирована в вышедшем в 1608 году в Германии специальном издании, являвшемся учебным пособием для пехотинцев.

Оно богато иллюстрировано гравюрами художника Якова ван Гейна, изображающими способы заряжания ружей и строевые приёмы обращения с ними.

Кроме того, рисунки позволяют современному читателю понять, как выглядел в полном боевом снаряжении стрелок.

На гравюрах отчётливо видны так называемые бандельеры — ремни, надетые через левое плечо, к которым крепилось от десяти до пятнадцати кожаных ёмкостей, и каждая содержала разовый заряд пороха.

Кроме того, на поясе боец имел флягу с сухим измельчённым затравочным порохом. Дополнял экипировку подсумок с пыжами и пулями.

Надо сказать, что подобное издание в наши дни является большой ценностью, и редкий музей оружия имеет его в своих экспозициях.

Источник: //fb.ru/article/211769/fitilnoe-ruje-istoriya-ognestrelnogo-orujiya

Кануть в Лету: значение и происхождение, примеры применения фразеологизма в литературе

Ружья, канувшие в лету

У памяти есть отличное свойство — это способность самоочищаться. Все люди часто что-то забывают.

Это такой же естественный процесс, как чистка зубов после сна, только вот забвение — это чистка не полости рта, а нервной системы. Некоторые вещи стоит держать в голове, но большую часть из них лучше забыть.

Поэтому в данной статье мы и разберём сочетание слов «кануть в Лету»: его возникновение, значение и примеры употребления.

  • Значение фразеологизма
  • Происхождение
  • Применение в литературе
  • Типология
  • Синтаксис и грамматика

Значение фразеологизма

Русский язык богат на образные, колоритные, ёмкие выражения. Благодаря наличию полисемантики и обширно развитому лексическому пласту мы можем употреблять в переносном значении не только отдельные слова, а ещё и целые выражения. Российская фразеология также основана на явлениях полисемии. В состав фразеологии входят не только исконные, но и заимствованные выражения.

Лексику как раздел языкознания принято рассматривать в совокупности с фразеологией. Она исследует устойчивые словосочетания, которые невозможно вычленить либо заменить иными без утраты единого значения.

Отсюда появляется ещё один характерный признак данных языковых единиц: их смысловое содержание определяется полностью, без учёта значения отдельных слов.

Потому они и именуются устойчивыми, как, к примеру, фразеологизм «кануть в Лету» — значит пропасть навсегда.

: как подчёркивается причастный оборот правильно?

Происхождение

Древняя Греция послужила началом для европейской культуры, потому нет ничего необычного в том, что её легенды и мифы не были преданы забвению. Ведь именно благодаря греческой мифологии люди узнали о реке Лета.

Отчего мёртвые не возвращаются? Приверженцы ужасов часто любят пощекотать себе нервы этим вопросом, об этом знают режиссёры, сценаристы и продюсеры, поэтому и снимается большое количество кинофильмов, в которых умершие возвращаются с того света отомстить.

Оказывается, греки считали, что человек на техническом уровне не имеет возможности вернуться оттуда, если он уже перешёл черту, так как ушедшие в королевство мёртвых обязаны испить из речи забвения — из Леты. Отсюда и появилось такое сочетание слов.

: “белая ворона” – значение фразеологизма.

Естественно, у этого выражения существует множество аналогов среди глаголов. Вот их перечень:

  • забудутся;
  • не запомнятся;
  • не войдут (в историю);
  • пропадут (из памяти).

В любом случае следует помнить, что являет собой устойчивое сочетание слов «кануть в Лету», значение которого сводится к забвению в какой-либо форме.

: собственные и нарицательные имена существительные в русском языке.

Можно высказать ужасную и необычную мысль: всё человечество живёт в реке под названием Лета. Иное её имя — Время. Королевство мёртвых — это к тому же красивая метафора посмертного исторического бытия. Многих уже не помнят, и поэтому они забылись. Однако у некоторых есть привилегия быть именной, а не анонимной частью истории. Например:

  • поэты;
  • художники;
  • писатели;
  • музыканты;
  • великие труженики (Стаханов, к примеру).

Но большая часть из них не задержалась в памяти народов, поэтому становится очевидным, что этот фразеологизм настраивает человека на философский лад, заставляя его поразмыслить о непростых жизненных вещах.

//www.youtube.com/watch?v=GTZzS6koWKQ

Полезно узнать: значение фразеологизма “тришкин кафтан”.

Применение в литературе

Данное выражение довольно часто можно встретить в литературных текстах, публицистических и художественных.

Первоисточниками считаются Вергилий и Гесиод: именно благодаря их творениям выражение стало известно. Сначала оно употреблялось в прямом смысле, потом было пересмотрено.

В текущее время значение устойчивого словосочетания вызывает ассоциации не только с мифологией, но и с творениями художественной литературы.

Профессионально обыгрывает его, к примеру, Пушкин в произведении «Евгений Онегин». Во время подготовки Ленского к дуэли с другом, который его предал, он говорит о себе в третьем лице: «И память юного поэта / Поглотит медленная Лета».

И вот тут-то без знания древнегреческой культуры, а именно мифологии, не беря во внимание возникновение выражения данного фразеологизма, его смысл вряд ли будет понятен современному носителю языка.

Поэтому устойчивые словосочетания не только делают нашу речь богаче и оживляют её, но и расширяют кругозор.

: “белая ворона” – значение фразеологизма.

Типология

Фразеологизмы разделяются на 3 категории, зависимо от степени внутренней связанности слов:

  1. Единства.
  2. Сочетания.
  3. Сращения (идиомы).

Сочетания — это более свободное явление, так как лексемы внутри них можно поменять местами либо даже вычленить — значение при всём этом не поменяется.

К примеру, если вместо традиционного варианта фразеологизма сказать, что «его поглотила Лета», значение выражения не поменяется, оно останется понятным и прозрачным.

А если в знаменитом выражении «сесть в галошу» поменять одно из слов, содержание его потеряет собственную остроту, актуальность и переносный оттенок.

: предлоги падежей в русском языке, таблица. Сложные вопросы и простые ответы.

Синтаксис и грамматика

По всем правилам пунктуации и грамматики фразеологизмы анализируются и разбираются так же, как и обычные сочетания слов. Их грамматический тип находится в зависимости от главного по смыслу слова внутри сочетания. Данное словосочетание относится к фразеологизмам глагольного типа, так как основное слово в нём — эта часть речи.

Тематический вопрос задают всему обороту, а не каждому слову по отдельности. То есть кануть в Лету — что сделать? Таким образом, весь фразеологизм, сколько бы слов в нём ни было, анализируется как один член предложения.

Например: «Недалёко уже то время, когда канут в Лету все ссоры между народами, распри и кровопролития».

В этом предложении устойчивое словосочетание выступает в роли сказуемого при подлежащих «распри, кровопролития, ссоры»: кровопролития (что сделают?) канут в Лету.

Источник: //obrazovanie.guru/russkij-yazyk/kanut-v-letu-znachenie-i-proishozhdenie-frazeologizma.html

Профессии канувшие в лету

Ружья, канувшие в лету

С каждым годом появляется много новых профессии. Какие то появляются, а какие то исчезают. Сегодня хочу рассказать о нескольких интересных профессиях которые стали совершенно не востребованы.

Ассирийский чистильщик обуви

Чистильщик обуви

В России чистильщиков обуви сейчас днем с огнем не сыщешь. А ведь совсем недавно эти люди были востребованы.  Еще лет тридцать назад на улице можно было увидеть специальное кресло или простой стул перед которым сидел мальчишка или мужчина вооруженный щетками и кремами.

Мальчишка чистильщик обуви в Америке

Прохожий решивший воспользоваться услугами чистильщика садился перед ним на стул. Чистильщик вставлял в ботинок картонки, что бы ненароком не запачкать носки, затем специальной щеточкой смахивал пыль.

Наносил крем на ботинок, иногда для получения нужного оттенка смешивал несколько кремов и быстрыми движениями рук втирал крем в кожу ботинка. Заключительным штрихом было натирание до блеска специальной бархоткой.

Ботинки почищенные таким способом оставались чистыми и отталкивали пыль в течении нескольких дней. В наши дни улицы России чище не стали, а вот чистильщики исчезли.

В Европе тоже редко встречаются, а вот в Америке, Турции и  Египте профессия чистильщика до сих пор существует, хоть и в очень маленьком количестве,  но все равно радует клиентов чистой обувью.

Турецкий чистильщик обуви

Еще один чистильщик из Турции

Памятники поставленные в честь  чистильщиков обуви.

Памятник чистильщику обуви в Нижнем-Новгороде

Памятник в Екатеринбурге

Плевальщик

Плевальщик — очень интересная профессия существовавшая на Руси на территории Украины. Занимался плевальщик не совсем тем о чем вы продумали, но где то рядом. Плевальщик сеял репу, традиционный продукт на Руси.

“Почему плевальщик?” -спросите вы. А все потому что семена репы очень мелкие, в одном килограмме миллионы семян. А засеивали репой в те времена не одну грядку, а целые поля.

Садить овощ традиционным способом — по одному зернышку, было просто невыносимо. Вот тогда то и придумали выплевывать семена,  за раз можно было посадить не одно, а целую горсть семян.

Эта профессия очень ценилась на Руси и была одной из самых почетных. Хорошие плевальщики были на вес золота. А вот по этой ссылке можно прочитать про необычный русский водный транспорт. 

Плевальщик

Трубочист

Вообще то эта профессия еще существует, но уже не в том виде как раньше, да и не в таком количестве. Первый трубочист появился в Дании в 17 веке.

Профессией трубочиста могли овладеть люди худощавого телосложения, потому что по долгу службы иногда приходилось лезть прямо в трубу, что бы очистить ее от продуктов горения, поэтому нередко на работу брали подростков.

юный трубочист

Трубочист считался мистической профессией и с ней связано много поверий, например встретить трубочиста к удаче. А  что бы наверняка притянуть к себе удачу нужно было дотронуться до трубочиста и вымазать в саже руку.

Непременные атрибуты трубочиста — это Цилиндр, гиря на веревке, моток проволоки, совок, щетка и кувалда для особо сильно засоренных труб.

Самая интересная вещь в экипировке трубочиста — это цилиндр, в него он складывал небольшие рабочие предметы, разметочные карандаши. Но самая важная роль цилиндра в том, что он защищал голову от падающего кирпича, срабатывал как амортизатор.

Представителей этой профессии можно встретить в странах Северной Европы, где сохранились старые дома с печным отоплением, например в Германии.

А еще по всей Европе есть множество памятников посвященных работе трубочиста.

Памятник трубочиста с Санкт-Петербурге

Смешной трубочист на Украине

Фонарщик, он же  свечник

Профессию фонарщик по праву можно считать одной из самых древних и на мой взгляд одной из самых романтичных.

Еще в Древнем Риме и Древней Греции в темное время суток улицы освещались с помощью масляных ламп и факелов, затем на смену свечкам пришли фонари на основе газа.

Каждый вечер фонарщик должен был в ручную зажигать фонари на улицах, а каждое утро наоборот — тушить в них свечи.

Фонарщик был снабжен специальным оборудованием: лестницей и длинным шестом с помощью которого можно было зажигать, тушить, а потом и дозаправлять уличные фонари.

Каждый вечер этот человек, зажигая свечи в фонарях, дарил людям свет.

Но на смену свечным, а потом и газовым фонарям, пришли фонари электрические, а фонарщиков сменил электрик и романтическая профессия с зажиганием настоящего, живого огня канула в лету.

 Шарманщик

Это профессия  была популярна у бедняков, которые не умея играть на каких-либо музыкальных инструментах, пользовались столь незамысловатым приспособлением, воспроизводившим некую мелодию.

Название шарманка произошло от название одной из первых песен исполненных на ней — французская песня Charmante Catherine — “Прекрасная Катрин”.

Шарманщик мог выступать единолично, но в компании с маленьким зверьком шанс заработать был намного больше.

Шарманщик с обезьянкой

Поэтому шарманщики очень часто брали себе в помощники попугая, кота, собачку или обезьянку, которая вытягивала билетик “на счастье”.

Посмотрите! Обезьянка улыбается)

Шарманщик с попугаем

Иногда компанию шарманщику могли составить кукольники, которые разыгрывали под музыку от шарманки различные кукольные сценки.

Сегодня шарманщиков не встретишь так часто как раньше, но иногда в старых европейский городах или туристических городках можно увидеть играющего  шарманщика, заманивающего к своей шарманке туристов.

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Источник: //zagopod.com/blog/43387817932/next

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть