На сбросе воды

Содержание

О порядке сброса воды из прудов и водохранилищ белгородской области с целью ремонта гидротехнических сооружений, водохозяйственной деятельности (в том числе вылова рыбы) и безаварийного пропуска паводковых вод, постановление правительства белгородской области от 04 мая 2008 года №98-пп

На сбросе воды

{УТРАТИЛ СИЛУ:
Постановление правительства Белгородской области от 01.02.2010 года N 35-пп, НГР: ru31000201000018}

В целях обеспечения на территории Белгородской области единого порядка эксплуатации водных объектов в части своевременного ремонта гидротехнических сооружений, осуществления плановой водохозяйственной деятельности (в том числе вылова рыбы) и безаварийного пропуска паводковых вод в соответствии с федеральными законами от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», Водным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами правительство области постановляет:

1. Утвердить порядок согласования заявлений на сброс воды из прудов и водохранилищ с целью осуществления ремонта гидротехнических сооружений, водохозяйственной деятельности и безаварийного пропуска паводковых вод (прилагается).

2. Утвердить перечень документов, которые должны иметь собственники гидротехнических сооружений или эксплуатирующие организации, а также водопользователи для обеспечения безопасности при эксплуатации гидротехнических сооружений и водных объектов (прилагается).

3. Информационно- аналитическому управлению аппарата губернатора области (Гармашев А.А.) обеспечить опубликование настоящего постановления в средствах массовой информации области.

4.

Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя губернатора области — секретаря Совета безопасности области С.А. Литвинова.

Губернатор Белгородской области Е. Савченко

Порядок согласования заявлений на сброс воды из прудов и водохранилищ с целью осуществления ремонта гидротехнических сооружений, водохозяйственной деятельности и безаварийного пропуска паводковых вод

УТВЕРЖДЕНпостановлением правительстваБелгородской областиот 4 мая 200 8 года

N 98-пп

1.

Настоящий порядок определяет отношения между исполнительными органами государственной власти Белгородской области и субъектами водохозяйственной (в том числе рыбохозяйственной) деятельности в процессе согласования заявлений на сброс воды из прудов и водохранилищ с целью осуществления ремонта гидротехнических сооружений (далее — ГТС), водохозяйственной деятельности (в том числе вылова рыбы) и безаварийного пропуска паводковых вод на территории Белгородской области.

Действие порядка распространяется на юридических лиц всех видов собственности и всех форм предпринимательства и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, занимающихся водохозяйственной (в том числе рыбохозяйственной) деятельностью либо эксплуатирующих гидротехнические сооружения.

2. Порядок согласования заявлений на сброс воды из прудов и водохранилищ с целью ремонта ГТС и безаварийного пропуска талых вод:

2.1.

Управление по охране окружающей среды — государственная экологическая инспекция Белгородской области в течение месяца с момента подачи заявления, акта обследования ГТС, дефектной ведомости, согласований (с органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования, управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Белгородской области, Главным управлением МЧС России по Белгородской области) готовит письменное заключение заявителю и в случае, если водный объект располагается на реке, относящейся к трансграничной, и (или) на реке, являющейся притоком Белгородского водохранилища и реки Северский Донец выше водохранилища, информирует о предстоящем спуске отдел водных ресурсов по Белгородской области Донского бассейнового водного управления.

При пропуске вод весеннего половодья собственники и арендаторы ГТС обязаны обеспечить безаварийный режим на основании имеющихся

документов по эксплуатации ГТС — инструкции по эксплуатации и мероприятий по безопасному пропуску паводка.

При возникновении опасности переполнения пруда или водохранилища собственники и арендаторы обязаны информировать о сложившейся ситуации органы местного самоуправления соответствующего муниципального образования, управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Белгородской области, Главное управление МЧС России по Белгородской области и управление по охране окружающей среды -государственную экологическую инспекцию Белгородской области.

Ответственность за безаварийный пропуск паводковых вод через бесхозяйные ГТС несут органы местного самоуправления муниципальных образований или организации, которым ГТС переданы в оперативное управление.

Сброс воды из водных объектов производится при условии обязательного уведомления населения и органов местного самоуправления по месту нахождения пруда или водохранилища.

2.2. К заявлению прилагаются дефектная ведомость, акт обследования ГТС, в случае реконструкции или капитального ремонта ГТС — рабочий проект.

В заявлении обязательно указывается причина сброса, сроки проведения ремонтных работ.

2.3. Заявление, согласованное с органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования, направляется для принятия решения в управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Белгородской области и Главное управление МЧС России по Белгородской области;

2.4. После получения положительного решения в управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Белгородской области и Главном управлении МЧС России по Белгородской области заявление направляется для принятия окончательного решения в управление по охране окружающей среды — государственную экологическую инспекцию Белгородской области.

3. Порядок согласования заявлений на сброс воды из прудов и водохранилищ с целью водохозяйственной деятельности (в том числе с целью вылова рыбы):

3.1. К заявлению прилагаются акт зарыбления, анализ качества воды, анализ качества рыбы, документы, подтверждающие уплату установленных законом налогов и сборов.

3.2. Заявление, согласованное с органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования, направляется для принятия решения в отдел государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Белгородской области.

3.3.

После получения положительного заключения в отделе государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Белгородской области Московско — Окского территориального управления Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству заявление, акт зарыбления, анализ качества воды, анализ качества рыбы направляются в управление по охране окружающей среды — государственную экологическую инспекцию Белгородской области.

3.3.

1. Управление по охране окружающей среды — государственная экологическая инспекция Белгородской области в течение месяца с момента подачи заявления, согласований (с органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования, отделом государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Белгородской области) и вышеперечисленных документов готовит письменное заключение заявителю и информирует Главное управление МЧС России по Белгородской области, а в случае, если водный объект располагается на реке, относящейся к трансграничной, и (или) на реке, являющейся притоком Белгородского водохранилища и реки Северский Донец выше водохранилища,- отдел водных ресурсов по Белгородской области Донского бассейнового водного управления.

В случае возникновения угрозы разрушения конструкции ГТС сброс воды согласовывается в течение трех дней.

Основным документом, необходимым для выдачи разрешения на сброс вод, является санитарный сертификат, подтверждающий возможность безопасного потребления пищевого продукта — рыбы.

4.

О проведении планируемых мероприятий по сбросу воды из прудов и водохранилищ с целью ремонта ГТС, водохозяйственной деятельности (в том числе вылова рыбы) и безаварийного пропуска талых вод юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица должны информировать органы местного самоуправления муниципальных образований, отдел государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Белгородской области Московско — Окского территориального управления Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству, управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Белгородской области, Главное управление МЧС России по Белгородской области и управление по охране окружающей среды — государственную экологическую инспекцию Белгородской области в месячный срок до начала мероприятий с представлением подробного плана проведения работ.

В плане проведения работ указывается срок начала и окончания сброса воды, прогнозируемый срок заполнения водного объекта, планируемого зарыбления и восстановления биоресурсов водоема.

УТВЕРЖДЕНпостановлением правительстваБелгородской областиот 4 мая 2008 года

N 98-пп

Перечень документов, которые должны иметь собственники гидротехнических сооружений или эксплуатирующие организации, а также водопользователи для обеспечения безопасности при эксплуатации гидротехнических сооружений и водных объектов

Для обеспечения безопасности при эксплуатации гидротехнических сооружений и водных объектов собственникам гидротехнических сооружений (далее — ГТС) или эксплуатирующим организациям, а также водопользователям необходимо иметь следующие документы:

— сведения о ГТС (для внесения в Российский регистр ГТС) для прудов и водохранилищ объемом более 500 тыс. куб. метров;

— правила эксплуатации прудов и водохранилищ;

— паспорт ГТС (для установления права собственности);

— разрешение на эксплуатацию ГТС;

— декларацию безопасности ГТС при напоре на сооружениях более 3 м и объемах водохранилища более 0,5 млн. куб.м., а для накопителей жидких отходов — объемом более 0,1 млн. куб.м.;

— паспорт безопасности ГТС при объемах водохранилища менее 0,5 млн. куб.м;

— страховой полис риска гражданской ответственности за причинение вреда;

— решение о предоставлении водных объектов в пользование для размещения и строительства гидротехнических сооружений.

Собственники гидротехнических сооружений или эксплуатирующие организации, а также водопользователи обязаны вести следующие журналы:

— журнал наблюдений за состоянием всех сооружений пруда и водохранилища;

— журнал наблюдений за состоянием чаши пруда и водохранилища и переработки берегов;

— журнал учета ремонтов и реконструкции сооружений;

— журнал систематизации химических анализов проб воды.

Сброс воды из прудов и водохранилищ с целью осуществления ремонта гидротехнических сооружений, водохозяйственной деятельности (в том числе вылова рыбы) и безаварийного пропуска паводковых вод должен осуществляться в соответствии с правилами эксплуатации соответствующих водных объектов. В этих правилах должен быть отражен срок начала и окончания сброса воды, а для каскада прудов также и график сброса с указанием объемов сбрасываемой воды в единицу времени.

Разработка правил эксплуатации (или корректировка существующих) должна проводиться специализированными организациями.

Правила эксплуатации утверждаются Управлением Росприроднадзора по Белгородской области и согласовываются с управлением по охране окружающей среды — государственной экологической инспекцией Белгородской области.

Отсутствие правил эксплуатации водоемов является основанием для отказа в согласовании сброса воды из прудов и водохранилищ с целью осуществления водохозяйственной деятельности.

Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе за несанкционированный сброс воды) в соответствии с существующим законодательством вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу.

В целях обеспечения на территории Белгор»,»word_count»:1328,»direction»:»ltr»,»total_pages»:1,»rendered_pages»:1}

Источник: //docs.cntd.ru/document/469029907

Правила и запреты для сброса сточных вод

На сбросе воды
Запрещается сбрасывать сточные воды, которые не прошли очистку

В процессе осуществления хозяйственной, производственной и любой другой деятельности, в том числе обычного водопользования, возникает необходимость вывода сточных вод.

Характерно, что существуют государственные нормативы в области вывода таких веществ, ведь при нерациональном сбросе становится вероятным существенное загрязнение естественной природной среды, в том числе водоема.

Поэтому важным моментом в осуществлении отвода стоков является согласование с конкретными государственными органами.

Как получить разрешение

Ключевым моментом в осуществлении вывода стоков является согласование и последующее получение разрешения на эту деятельность.

Разрешение основывается и выдается на основе принятых нормативных актов в области регулирования сбросов сточных вод в природную среду.

Эти нормативы заключаются в проекте сбросов, допустимых регулирующим актом, в котором осуществляется расчет установленных норм возможного вывода загрязнителей в водный объект (ручей, озеро и любой другой водоем).

Определить безопасность сточных вод можно, сдав их на анализ в специальную лабораторию

При согласовании должны учитываться следующие категории:

  • Все ключевые характеристики водного объекта, в том числе его способность восстанавливаться и ассимилироваться;
  • Место отвода стоков, в том числе конкретные точки створов для вывода и их параметры;
  • Тип осуществляемого водопользования на водном объекте;
  • Показатели фоновых концентраций в водном объекте.

Также существует показатель предельно допустимых водных сбросов.

Он включает в себя критерий максимально допустимого норматива массы конкретного вещества, выводимого в водные объекты в установленном режиме и за единицу времени.

По сути, предельно допустимые сбросы – это лимит, за который нельзя переступать субъектам водопользования и осуществления производственной, хозяйственной или другой деятельности. За превышение этих норм предусмотрен штраф.

Согласование точки сброса

Вывести канализацию или створы для вывода сточных вод в воду допустимо только после согласования точного проекта сброса стоков в воду. Осуществляется это согласование с Федеральной службой по контролю и надзору в области природопользования – Росприроднадзор.

Ключевым критерием согласования являются точки сброса очищенных сточных вод.

Этот, а также иные критерии обуславливаются документом, выдаваемым уполномоченным государственным органом и дающим право на осуществление вывода стоков.

Согласовывать точку сброса сточных вод следует в соответствующих органах

Технические критерии сброса:

  1. Расстояние от сооружений, очищающих воду, до самой воды.
  2. Параметры объекта на момент согласования, а также основные цели его эксплуатации. В этот этап входит оценка водного объекта в рамках отлова рыбы, купания и т. д.
  3. Оценка характеристики берегов.
  4. Отдельно рассматривается вопрос о рыбохозяйственном предназначении водоема.
  5. Не повлияет ли сброс на качество воды, в случае если источник первого порядка и используется в качестве питьевого водоснабжения.
  6. Учитываются гидрологические параметры.
  7. Последствия вывода канализационных стоков в конкретный водный объект.

На запрет сброса может также повлиять дополнительная характеристика сбросов – их температура, биохимический состав и пр.

Условия для расчета нормативов

Сброс стоков в водные объекты требует особого внимания, так как они могут использоваться в рамках водоснабжения населения, а также в других бытовых целях. Стандартным сроком получения разрешения на вывод стоков является 3 месяца по общему правилу. Еще одним ключевым моментом при получении разрешения является отдельный расчет допустимых нормативов.

Условия расчета нормативов отвода сточных веществ:

  • Допустимое содержание загрязнителя в составе стоков;
  • Расчет расходов водного ресурса в водотоке, а также отводимых вод;
  • Если показатели загрязнителя в фоновом стоке превышают установленный норматив водного объекта, то этот показатель учитывается исходя из данного критерия самого объекта;
  • Нормативы сброса при расположении рядом с населенными пунктами не должны превышать установленных норм для водоемов культурно-бытового значения;
  • Тип водного объекта – имеет значение сброс в реку, ручей, пруд, озеро и рассчитывается отдельно для каждого водоема;
  • Учет разбавленности сточных вод, в том числе рассеивающий результат на контрольном промежутке;
  • Тип и местоположение выпуска стоков;
  • Максимальное почасовое расходование сточных вод.

За сброс сточных вод в неположенном месте накладывается штраф

В рамках установленного законодательства сбрасывать стоки в объекты, содержащие в себе природно-лечебные ресурсы, запрещено. Также запрещен сброс в воды, отнесенные к водным ресурсам, подверженным особой охране на конкретной территории и расположенным на линиях границ территорий санитарно-гигиенической защиты питьевого и бытового водопользования, в том числе в зоне рыбного отлова.

Запрет сброса стоков на рельеф

Сброс стоков на так называемые водосборные площади фактически не предусмотрен, и осуществление такой деятельности фактически считается вне закона.

Особенно это касается неочищенных источников загрязнения, которые фактически загрязняют и заболачивают почву на конкретном участке земли.

Поэтому любое нарушение в данной области будет расцениваться как загрязнение окружающей среды, за которое предусмотрено возмещение ущерба, пропорционально нанесенному урону – штраф.

Что устанавливает Федеральный орган при нарушении порядка сброса:

  • Факт вывода неочищенных и очищенных стоков на водосборную местность (рельеф);
  • Факт отсутствия документа, разрешающего этот вид деятельности;
  • Наличие вины субъекта хозяйственной деятельности или иного лица;
  • Фактическое превышение допустимых норм, а соответственно, нарушение установленных норм по выводу сточных вод, в частности в рамках не предусмотренных законом возможностей на сброс вод на рельеф.

При установлении всех перечисленных фактов государственные органы имеют право прекратить выпуск стоков, а также наложить ответственность в виде штрафа за причиненный вред почвам.

Таким образом, при отсутствии документа, каким дозволяется и регламентируется правило вывода сточных вод в любой внешний объект, это расценивается как нарушение закона. Чтобы избежать подобных санкций, субъекту водопользования, а также выполнения производственной и иной деятельности необходимо детальное согласование с Федеральными органами Росприроднадзора.

Источник: //kanaliza.ru/raznoe/pravila-i-zaprety-dlja-sbrosa-stochnyh-vod

Сброс сточных вод на рельеф: как получить решение, условия приема сточных вод

На сбросе воды

Охрана среды обитания является важным приоритетом человеческой деятельности.

Сброс сточных вод, в которых содержаться органические, бактериальные загрязнения, соединения фосфора и азота, создают значительную угрозу экологическому и санитарному благосостоянию окружающего фона.

Такие действия запрещены природоохранными и санитарными нормами. Но, вопреки запретам, актуален сброс сточных вод на рельеф.

Насколько правомерны эти действия, мы обсудим в нашей статье. К тому же поднимем вопрос условий приема и способов очистки стоков.

Ловушка для природопользователей

Нередки случаи, когда природопользователи жалуются, что им на хозяйственном или промышленном участке препятствуют организации фильтрующих устройств для сточных вод:

  •  высокий уровень подземных вод;
  •  нехватка свободного места.

В этом случае они используют пониженную ландшафтную местность, с уверенностью, что сброс сточных вод на рельеф производить можно.

Только вот откуда взялась такая уверенность? Взять фразу о разрешении такого действия в печатных изданиях или на страницах интернет сайтов без ссылки ее на определенный нормативный документ  было бы безрассудно.

Благо еще, что в часто встречающихся дозволенных фразах, просят не забывать о нормативах, предъявленных к качеству отводимых вод.

Опять же, где взять нормативы, если, по сути, на рельеф сточные воды отводить запрещено.

Приходит на выручку довольно таки сомнительное утверждение, что нормы стоков совпадают со сбросами используемых вод в водоемы.

Внимание. Насколько это так, нам и предстоит разобраться, чтобы такая дозволенная «ловушка» не стала для природопользователей судебным разбирательством или оплатой штрафов по поводу нанесения вреда окружающей среде в виде распространения по местности загрязненных сточных вод.

На данный момент в действующем законодательстве готовятся изменения, касающиеся охраны окружающей среды. Многие вопросы в них не освещены, поэтому приобрели статус важных и актуальных проблем.

Одной из таких проблем является сброс сточных вод на рельеф.

По ней проходит множество судебных разбирательств и споров.

Во многих случаях природопользователи сбрасывают сточные воды на рельеф на основании разрешения осуществлять такие действия. Возникает спорный момент.

В административном регламенте, ст.5, органов технического надзора, выдающих разрешение на отведение стоков, указано, что хозяйственные субъекты могут осуществлять сброс используемых вод в водные объекты.

Об отведении стоков на рельеф в этом нормативном документе ничего не говорится.

Некоторые контролирующие органы объясняют необходимость получения разрешения на сброс сточных вод на рельеф тем, что в любом случае стоки через землю проникнут в какой-нибудь водный объект.

Необоснованность  данного объяснения подтверждается Водным кодексом, ст.2, в котором никаким образом не регламентируется действия, связанные с актуальной проблемой, освещением которой мы и занимаемся в нашей статье.

Помимо этого, если предположить, что действительно сточные воды по рельефу направляются в водоемы, то способов проследить происходящие со стоками качественные и количественные изменения, пока не существует.

Согласно Водному кодексу, водный объект – это водоем, сосредоточение водных масс в котором имеет признаки и форму водного режима.

Очевидно, что никаким образом нельзя  приравнивать отвод стоков в водоемы к  отводу на рельеф.

Помимо этого в законе «Об охране окружающей среды» сброс стоков считается негативным воздействием на экологию и является платным.

Нормативы платы опять же берутся из сбросов в водные объекты.

Правомерность  платежа  в вопросе отвода стоков на рельеф относится к противоречивой теме.

При доскональном анализе данного вопроса выясняется, что органы власти, взимая оплату за сброс стоков, руководствуются методическими указаниями, в которых указан порядок оплаты за отвод стоков в водоемы и приравнивается к отводу на рельеф.

Внимание.  Методические указания не относятся к документам нормативно-правового характера.

Они являются рекомендательным актам. Природопользователь вправе решать – игнорировать или выполнять ему предписанные рекомендации.

Следовательно, необходим регламентирующий документ, позволяющий определить факторы приравнивания сбросов в водоемы к сбросам на рельеф.

В настоящее время решение на сброс сточных вод по данному вопросу остается в стадии разработки.

Схема современности

В дополнение к вышеописанной актуальной теме, хочется описать современную схему отвода используемых вод на рельеф:

  1. Бытовые и хозяйственные стоки обрабатываются с помощью оборудования биологической или механической очистки стоков.
  2. Поверхностные стоки проходят механическую очистку.
  3. Сброс стоков на местность происходит в постоянную точку сброса.

Для того чтобы рассчитать объем сбросов на рельеф, необходимо совершить комплексные процедуры по ПЭК (производственно-экологический контроль).

В их состав включается:

  • выезд специалистов на объект;
  • опробирование стоков;
  • консервация проб;
  • заполнение необходимых документов;
  • анализ проб стоков;
  • выдача протокола анализа с указанием количественных и химических показателей;
  • определение объемов стоков.

Выполнение процедур ПЭК с последующим получение разрешения требует значительного финансирования.

Как мы описывали выше, приравнивание сбросов на рельеф к водоемам не подкреплено правомерными документами.

Как результат, у налоговых органов или организациях независимого аудита могут возникнуть к вам  вопросы по поводу незаконного основания осуществления сбросов и оплаты этих действий.

Поэтому выбор правильного пути находится только в вашей власти.

Точки сброса стоков

Помимо самотечного сброса стоков в водоемы и на рельеф осуществляется прием стоков в:

  • городские канализационные системы;
  • водоотводящие сети;
  • прочие системы канализации, предназначенные для приема промышленных и бытовых стоков.

К каждой сети определены условия приема сточных вод, которые созданы для урегулирования следующих вопросов:

  1. Обеспечение сохранности подземных вод, почвенных слоев и окружающей среды от сточных загрязнений.
  2. Обеспечение увеличения эффективности очистных устройств и их безопасной эксплуатации.
  3. Предупреждение возможных сбоев в канализационных сетях.

Правила приема стоков в водоотводящую сеть

Прием стоков

Для обеспечения стабильной эксплуатации водоотводящей системы и предотвращения ее разрушения при взаимодействии с негативными веществами, прием стоков происходит с соблюдением определенных правил и требований:

  • допускается поступление стоков в водоотводящую сеть только через устройства-приемники, которые оборудованы гидрозатвором;
  • допускается прием стоков в дождевую сеть через дождеприемники;
  • прием производственных стоков допускается в водоотводящую сеть в том случае, если это не приведет к нарушению сети и сооружений очистки.

При этом, производственные стоки должны:

  • не содержать взвешенных примесей в количестве более 500 мг/л и прочих веществ, засоряющих трубы:
  • не оказывать разрушительного влияния на элементы сооружений и материалы системы;
  • не содержать в составе газообразных веществ и горячих примесей. Способствующих образованию взрывоопасных смесей;
  • не превышать температуру более 40 градусов.

Не допускается в водоотводящую сеть сбрасывать сточные воды:

  • с наличием загрязнений минерального происхождения;
  • различные по типу стоки, образующие при смешивании ядовитые газы;
  • содержащие бактериальные загрязнения;
  • необеззараженные используемые воды от птицефабрик и мясокомбинатов;
  • остающиеся после мытья транспортных средств в гаражах (исключение – общесплавная сеть).

Используемые воды, которые поступают в водоотводящую сеть должны быть нейтрализованы и условно-чистыми, показатель очистки которых определяют органы санитарного надзора.

Стоки, которые не удовлетворяют описанным требованиям, должны на местных очистных сооружениях пройти предварительную подготовку.

Правила приема стоков в городскую сеть

Требования к приему стоков в сеть городских канализаций определены нормативным документом, определяющим правила приема используемых вод производственного характера в канализационную сеть поселений.

Основные положения приема:

  • совместный сбор производственных и бытовых вод целесообразен, если первым требуется очистка и они совместно могут быть очищены биологическим или механическим методом очистки на городских очистительных сооружениях;
  • сброс стоков не должен привести к разрушению эксплуатации сети, образованию засорений, токсичных газов;
  • отвод сточных вод не должен способствовать попаданию в канализационную городскую систему патогенных бактерий, при этом не нарушать режим работы очистительных устройств.

Перечень объектов, имеющих возможность сбрасывать стоки в городскую сеть, определяют водопроводно-канализационные организации.

В их компетенции находится расчет допустимой концентрации загрязнений стоков.

На сегодняшний день определен порядок контроля за выполнением требований, обуславливающих прием сточных вод.

В него включены такие мероприятия:

  • проведение лабораторного контроля стоков;
  • выявление неорганизованных сбросов, превышающих содержание загрязняющих веществ;
  • предъявление штрафных санкций при выявлении нарушений.

Способы очистки стоков

Биологическая очистка. Аэротенки

Сложилось мнение, что стоки, попадая в водоем, очищаются естественным путем.

Однако, сбросы стали настолько велики, что природа не справляется со значительным объемом загрязнений.

К тому же многие бытовые и производственные стоки на предварительном этапе приема в центральную сеть должны пройти очистку для достижения содержания в них загрязняющих веществ, соответствующих нормативным показателям.

Очистка природных и сточных вод осуществляется с применением различных методов:

  • биологического;
  • физико-химического;
  • механического.

Сущность механической очистки заключается в удалении из сточных вод механических примесей путем фильтрации и отстаивания.

Для улавливания грубодисперсных частиц в механических сооружениях устанавливаются различные сита, отстойники, решетки. Проведение очистки сточных вод приводит к выделению из сточных вод свыше 60% нерастворимых примесей.

Физико-химический принцип очистки заключается в добавлении к сточным водам химических реагентов, вступающих в реакцию с загрязняющими веществами и вызывающих осаждение нерастворимого осадка.

Химический метод приводит к  значительному снижению нерастворимых примесей (до 90%). Он также позволяет удалить тонкодисперсные частицы органических веществ.

Широкое применение в физико-химическом методе нашли:

  • электролиз;
  • окисление;
  • коагуляция;
  • экстракция;
  • сорбация сточных вод.

Биологическая очистка основана на применении закономерностей физиологического и биохимического очищения природных водоемов.

Существует несколько  видов биологических очистных устройств:

  • аэротенки;
  • биологические пруды;
  • биофильтры.

Биофильтры способствуют пропусканию сточных вод через крупнозернистые материалы, которые покрыты бактериальной пленкой. Биофильтры обеспечивают процесс интенсивного окисления загрязняющих веществ.

Аэротенки представляют собой железобетонные резервуары, очищающее начало в которых составляет бактериальный активный ил, способствующий переработки сточных вод.

задача биологического метода – это удаление из сточных вод органических веществ, фосфорных и азотных соединений.

Он осуществляется на основании двух процессов:

  • аэробный – разрушение органики микроорганизмами с кислородом;
  • анаэробный – разрушение без присутствия кислорода.

При биологической очистке сточных вод используется как искусственный, так и естественный прием.

Защита окружающей среды относится к наиболее важной проблеме.

Поэтому производство сточных вод требует соблюдения всех требований и санитарных норм; внедрения новых технологий в производственные процессы, принцип действия которых включает сброс стоков; безотлагательных решений вопросов законодательного характера, таких как сброс сточных вод на рельеф;  усовершенствование и регулярность контролирующих мероприятий; унифицирования методов проведения оценки сточных вод. Только комплексный подход к данному вопросу позволит снизить загрязнение природной среды и избежать экологической катастрофы.

Источник: //kanalizaciyadoma.ru/sistemi/stochnye-vody/sbros-stochnyh-vod-na-relef

Сброс сточных вод в водные объекты, на рельеф местности, в водоемы: нормы

На сбросе воды

Сточные воды – это отходы деятельности человека и атмосферные осадки. Такое определение наиболее краткое, но его суть не раскрыта полностью. Ведь деятельность человека зависит от большого количества факторов, как и последствия этого. Так и водяные стоки – это продукт, уже выполнивший свои основные функции.

В промышленности сброс сточных вод происходит в окружающую среду

В быту, таковые выводятся в общую систему канализации, а в промышленности – в окружающую среду. Сброс сточных отходов жидкости имеет свои преимущества и недостатки. Но если придерживаться всех норм и правил по выведению таковых – неблагоприятных факторов будет значительно меньше.

Проблема загрязнения водоемов сточными водами

Современные экологи последние десятилетия пытаются активно бороться с промышленными предприятиями. Продукты переработки таковых, быстрыми темпами загрязняют не только воздух, но и водоемы с почвой.

Многие не задумываются о том, что происходит с человеческим организмом, если он: дышит воздухом, который имеет в своем составе ядовитые вещества, пьет отравленную вредными химикатами воду и употребляет в пищу овощи и фрукты, выращенные на «многострадальной» земле. Если бы человек ощутил на себе все негативное влияние таковых факторов после первого вздоха, глотка или крохи хлеба – он бы активно начал бороться с предприятиями, которые убивают все живое.

Большая часть промышленных предприятий работают, используя в своих технологических процессах воду, которую необходимо потом утилизировать. Очень важно следить за качеством отработанного продукта, так как небрежное отношение к этому, может привести к гибели рыб, пищевым отравлениям людей и животных и т.д.

Современные ученые выделяют около 250 тысяч опасных для всего живого загрязнителей. И если сток объема отработанной жидкости будет превышать экологические нормы, то жителям прибрежного района может угрожать опасность для здоровья. Так же это относится и к концентрации вредных веществ водяных массах. Превышать таковые показатели запрещено.

Негативные процессы, вызванные деятельностью человека, постоянно ухудшают состояние экологии планеты. Чем мощнее промышленность отдельно взятой страны, тем больше вреда она приносит. Уже сейчас отдельные населенные участки Земли испытывают трудности с водой, пригодной для питья.

И с каждым годом, процент таковых возрастает. А тяжелая экологическая обстановка некоторых городов и даже стран, уже давно стала причиной развития серьезных заболеваний. Вывод один – человек сам убивает себя своими действиями. И если не приступить к радикальным мерам решения экологических проблем, то последствия будут необратимыми.

Контроль и ответственность за сброшенные сточные воды

Контролировать сброс сточных вод – обязанность каждого объекта промышленности. Особенно, это касается тех отраслей, которые используют воду в своих технологических процессах. На каждом таковом предприятии имеются ответственные должности. Важно правильно организовать экологическую деятельность.

Анализ сточной воды — обязательная процедура, контролирующая качество

Неотъемлемой частью таковой является:

  • систематическое исследование сточных вод на наличие в ней вредных веществ и их концентрации;
  • организация системы водоотведения сточной жидкости с возможной очисткой продукта;
  • правильное ведение документации об экологической ситуации на предприятии для передачи таковых сведений
  • государственным органам управления.

По установленным нормам и правилам, анализ сточных вод с последующими мероприятиями экологического характера, проводятся не более 1 раза в 3 месяца, а предоставление отчета государственным органам о текущей ситуации – 1 раз в год.

Это не относится к внеплановым проверкам, которые происходят:

  • когда имеются подозрения на то, что данные внесенные в декларацию не являются достоверными;
  • при возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • из-за выявления аварий очистительных устройств системы водоотведения сточных вод;
  • из-за нарушений ведения технологической документации;
  • по нормам и правилам государственного законодательства.

Сточные воды могут иметь в своем составе специфического характера. К таковым относят вещества, которые привести к поломкам системы водоотведения и принести серьезный вред экологии региона.

К таковым относят химические соединения, которые могут образовывать взрывоопасные смеси и ядовитые газы.

Если таковые имеются в стоках, то необходимо обустроить на предприятии специальные фильтровальные станции.

Как решается проблема сброса стоков, если вблизи нет водоемов

Если в непосредственной близости от промышленного объекта нет водоемов, то применяют утилизацию сточных вод на рельеф.

Для таковых организаций действует одно важное требование, которого необходимо придерживаться. Таковым является правильно организованная очистка водяных стоков.

Важно согласовать свои действия с вышестоящими государственными органами перед тем, как заниматься строительством системы водоотведения в рельеф.

Первое что необходимо выполнить – получить разрешение у Госпотребнадзора и органов местной власти на введение альтернативной точки выброса сточных вод. Важно, что к этому пакету документов прикрепляют перечень обязательств по обеззараживанию переработанного продукта, которые также заверяются специальными инстанциями.

Сброс воды на рельеф местности, а также качество отчищенного продукта должны полностью соответствовать ГОСТу. Все нормы и правила к наземной точке утилизации стоков приравниваются к требованиям сброса в водоемы. При таковых действиях важно определить объемы вредных веществ в утилизированной воде. Для этого производят такие мероприятия:

  1. Специалистам необходимо прибыть к точке сброса отходов.
  2. Взять пробы жидкости и их законсервировать.
  3. Оформить соответствующую документацию.
  4. Провести лабораторные исследования взятых проб.
  5. По результатам анализа выдать предприятию документ, в котором будет иметься перечень всех элементов, содержащихся в стоках.

Полученный предприятием документ имеет определенные сроки годности. Обычно таковые сведения действительны в течение 1 года со дня его выдачи. По окончанию указанного срока, таковые мероприятия проводятся повторно.

Сброс загрязнений в водяные объекты

Сброс сточных вод в водяные объекты, как и в случае использования рельефа, проводится по нормам и правилам, которые устанавливаются госпотребнадзором и органами местного управления.

При необходимости обустройства промышленной системы водоотведения необходимо придерживаться ГОСТа по количеству вредных веществ и общему объему стоков. Важно чтобы соблюдались правильные условия сброса сточных вод в водоемы.

По нормативным документам, запрещается утилизация:

Сточная вода, содержащая опасные для здоровья вещества, запрещается к сбросу

  1. Сточных вод, которые могли бы быть использованы предприятием повторно в соответствующих технологических процессах и для других нужд.
  2. Загрязнений, которые имеют в своем составе опасные для здоровья вещества.
  3. Сточных вод, которые даже после прохождения системы отчистки не являются безопасными.
  4. Воды, химический анализ которой показывает превышение нормированных показателей содержания вредных веществ.

Также существуют и другие правила, придерживаться которых обязаны все объекты промышленности, утилизирующие водяные стоки в водоемы. Сброс загрязнений запрещен в местах: где происходит общее водоснабжение жилого района, рыбоохранной территории, природных заповедников и т.д.

Нормы выпуска сточных вод

Для того, чтобы слить любой объем водяных стоков в водоем, необходимо воспользоваться одной из двух разновидностей выпуска. К таковым относят береговой и русловой тип. Точно определить, какой вариант будет наиболее эффективным для отдельно взятого случая, определяют из влияния таковых факторов:

  1. Когда есть рекомендации и требования санитарных служб по выбору того или иного способа выпуска сточных вод.
  2. Когда необходимо разбавлять стоки.
  3. Исходя из объемов стоков водоотведения.
  4. Ландшафтная особенность места.

Береговой выпуск воды разделяют на затопленный и незатопленный тип. Первому свойственно располагаться внутри водоема, а второму – объединять потоки под разными углами.

Русловой выпуск сточных вод характеризуется некоторой удаленностью от берега. Таковой разделяют на 3 основных типа:

  • рассеянный;
  • сосредоточенный;
  • эжекторный.

Сосредоточенный выпуск водяных масс часто используют из необходимости разбавления загрязнений чистой водой.

Это следует делать тем предприятиям, которые утилизируют отходы с предельно-концентрированным вредными веществами составом стоков. Рассеянный тип применяют для рек.

При высокой плотности отходов возможно даже использование высоконапорных распылителей. Но если объемы сточных вод большие, то лучше сделать глубоководный выпуск, который будет расположен вдали от береговой линии.

Локальные очистительные сооружения

Сбрасывать неочищенные стоки запрещено. На всех предприятиях должны быть расположены локальные сооружения, которые могут понизить количество вредных веществ до принятых законодательством и ГОСТом норм. Очистить стоки можно несколькими способами:

  • биологическим методом;
  • механическим методом;
  • химическим методом.

Биологические методы основываются на применении специальных устройств и материалов, которые могут разделить активные чужеродные частицы и воду.

Для таковых применяют: аэротенки, биофильтры и специальные биологические пруды. Некоторые сооружения такового действия могут дополняться системами аэрации.

Из-за постоянного воздействия воздуха на загрязнения, аэробные микроорганизмы могут вывести из стоков большую часть вредных веществ.

Биофильтры представляют собой специальные локальные контейнеры, которые укомплектованы специальными сменными наполнителями, служащие главным объектом фильтрации.

Но главный недостаток таковых приспособлений – низкий КПД. Все используемые фильтрационные материалы могут задерживать и отсоединять от основного потока водных масс только нерастворимые частицы.

А остальная часть вредных веществ остается в составе сточных вод.

Можно также использовать и специальные пруды. Применение этого метода очистки имеет свои плюсы и минусы. Основные, из которых это — наилучшие результаты продукта на выходе и необходимость выделение большого периметра земельного участка под локальное сооружение.

Химические методы очистки основываются на процессах нейтрализации, окисления и восстановления. С помощью специальных реагентов, которые добавляются в общие объемы сточных водных масс, происходит сам процесс очистки. Вносимые в состав стоков новые вещества позволяют разложить сложные ядовитые связи на элементы, которые поодиночке не угрожают нарушению экологического баланса.

Механический способ очистки считают менее затратным. При использовании такового, стоки: процеживают, отстаивают и фильтруют через специальные приспособления. Фильтрационные элементы выполняют их разных материалов. Популярны: бумага, сетки и аппараты активного воздействия (центрифуги и гидроциклоны).

Источник: //vodospec.ru/stochnye-vody/sbros-stochnyh-vod.html

Сброс сточных вод на рельеф и в водоемы

На сбросе воды

Сточные воды это отходы промышленных предприятий, а также выпавшие осадки на территорию организаций и продукты жизнедеятельности людей.

Все предприятия могут сбрасывать сточные воды в канализационные системы, либо в водоёмы, только при наличии соответственного разрешения. Оно выдаётся органами местного управления по месту расположения предприятия. Также необходимо заключить договор с Водоканалом на приём сточных вод.

Контроль по сбросу

Обязателен контроль со стороны организации, которая и осуществляет водоотведение. Прежде всего, проверяется состав на загрязняющие вещества, а также различные микроорганизмы. Идёт сверка с данными декларации, которую предоставляет каждое предприятие по наличию вредных веществ.

Работа по контролю включает в себя несколько пунктов:

  • Отбор на предприятии стоков.
  • Проведение анализа.

Все плановые работы по контролю (отбору) стоков проводится не чаще 1 раза в три месяца, но не реже 1 раза в год. Но в некоторых случаях может проводиться внеплановая проверка, если обнаружены:

  • Несоответствия с данными внесёнными в декларацию о составе и содержанию, а также выявлены запрещённые вещества.
  • Возникновение аварии, нарушения всей системы водоотведения.
  • Если выявлены нарушения при сбросе, в том числе без применения очистительных систем.
  • Если в ходе проверок были обнаружены нарушения, которые было предписано устранить.

Если стоки предприятий имеют специфические загрязнения, то их сброс ограничивается следующими требованиями: они не должны пагубно влиять на работу сетей, а также на материал труб (не откладываться на стенках) и всех очистительных сооружений.

В составе должно быть не более 500 мг/л взвешенных и всплывающих веществ. Температура не должна быть выше 40 градусов, а РН должен быть нейтральным 6,5 и не превышать 9.

Ни в коем случае не должны сбрасываться воды, имеющие в составе вещества, которые могут образовывать взрывоопасные смеси, ядовитые газы, а также вредные примеси, мешающие биологической очистке стоков. Если стоки имеют вредные вещества, то они предварительно в обязательном порядке должны очищаться.

Допустимые нормы (вещества, не указанные в таблице, сбрасывать запрещено).

Название веществаДопустимая концентрация (мг/л)
Взвешенные вещества134,17
Хлориды5302,85
Сульфаты3303,5
Нефтепродукты0,47
Фенолы0,0047
Алкилсульфаты6,107
Алкинсульфанаты6,48
Хром 3 вал.9,28
Хром 6 вал.0,704
Никель1,03
Цинк18,75
Железо3,10
Нитраты36,94
Капролактам5,67
Биохимическое потребл. кислор.1007,34
Растворённый кислород46,07

Сброс на рельеф

Если вблизи организации или предприятия нет никаких водоёмов, то остаётся сбрасывать сточные воды на рельеф. Они должны быть очищенными, сброс неочищенных стоков на рельеф запрещён. Нужно получить соответствующее разрешение, проводить обязательное обеззараживание.

В данном случае необходимо с органами местного управления и Роспотребнадзором согласовать точку, куда будет производиться выброс, вне зависимости от того, насколько будут очищены стоки. После очищения вода должна соответствовать ГОСТу.

Допустимые нормы и качество стоков в данном случае, приравниваются к нормам сброса в водоёмы.

Для того чтобы узнать объём сбросов на рельеф, нужно провести следующие мероприятия:

  • Обязательный приезд специалистов на место.
  • Взятие проб.
  • Их консервация.
  • Правильное оформление документов.
  • Проведение анализа взятых проб.
  • Выдача документа, в котором подробно будет описан количественные показатели всех химических веществ.
  • Определение объёма производимых сбросов.

Сброс в водоёмы

Допустим при условии соблюдение всех гигиенических требований. Обязательно получение разрешения, проведение контрольных заборов на качество воды, а также сбрасываемых объёмов. Предъявляемые требования будут напрямую зависеть от водоёма и его использования. Запрещается любой сброс на территории хозяйств бытового водоснабжения, а также рыбоохранной зоны, заповедных зон и т.д.

Существуют запреты по сбросу воды, которая:

  • Может быть использовано повторно, после соответствующей очистки, либо для других городских нужд.
  • Содержат бактерии вирусных и бактериальных, паразитарных заболеваний.
  • Содержат вещества, которые не имеют норм по допустимой концентрации.
  • Имеет в своём составе недопустимые чрезмерно опасные вещества.

Виды выпуска

Для того чтобы спустить уже очищенную воду в водоёмы применяют несколько выпусков: береговые и русловые. Береговые также можно разделить на две группы: затопленные и незатопленные. Для затопленных выпусков делают специальные колодцы, которые имеют выход в водоём. Соответственно незатопленные выпуски это сооружения, которые соединяют потоки под определённым углом.

Русловые выпуски обычно находятся на некотором расстоянии от береговой зоны. Их также можно подразделить: сосредоточенные и рассеивающие, а также эжекторные. На выбор метода влияет:

  • Требования санитарных служб.
  • Необходимостью разбавления стоков.
  • От уровня воды в колодце.
  • От уровня воды самого водоёма.

Сосредоточенные выпуски необходимы в основном для разбавления основного стока воды (подача воды из водоёма насосами), либо по следованию основного потока будет подаваться вода до определённой отметки, где уровень загрязняющих веществ будет соответствовать нормам.

Если необходимо произвести сброс в реку, необходимо применить рассеивающий выпуск. При плотности воды в стоке большей, чем в водоёме, необходимо применить высоконапорные распределители.

Глубоководный вид выпуска может обеспечить сброс большого объёма. Он позволит отнести точку выбраса далеко от берега.

На видео ниже приведен пример выпуска воды в реку Дойбица:

Какую воду можно сбрасывать в водоёмы

Сброс неочищенных стоков категорически запрещён. Предприятия должны иметь локальные очистительные сооружения. Все стоки должны пройти очистку, она может быть сделана различными методами.

Биологическая состоит из физического и биологического очищения водоёмов. Существуют несколько очистительных систем: аэротенки, биологические фильтры, специальные пруды. Основная задача — полностью удалить органические вещества, все фосфорно-азотные соединения.

Механическая очистка включает в себя удаление всех механических примесей через фильтрацию и отстаивание. Для того чтобы уловить грубодисперсные частицы, на очистительные сооружения устанавливают специальные сита и отстойники, всё это позволяет вывести более 60% нерастворимых веществ и примесей.

Если выбран способ физико-химический, то сточные воды очищаются реагентами, которые после вступления в реакцию с примесями, вызывает осадок, который не растворяется.

Химический метод позволяет очистить на 90%, а также он позволяет выделить все тонкодисперсные микрочастицы.

После очистительных мероприятий стоки должны соответствовать установлено-допустимым нормам.

Источник: //vododelo.ru/ochistka-vody/sv/sbros-stochnyh-vod-na-relef-i-v-vodoemy.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.