Оружие чести

Рукоять шпаги: из чего состоит эфес, отличие от рапиры, какие виды, мушкетёрская, боевая, пиратская, итальянская

Оружие чести

Эволюция рыцарского меча в итоге привела к его разделению на два направления развития, в первую половину попал палаш, длинное и тяжёлое колюще-рубящее оружие.

Вторым направлением стали рапира и шпага, на момент своего появления боевая шпага даже приблизительно не напоминала своих изящных наследников из 18-19 веков.

Основное отличие боевой шпаги от палаша было в весе и ширине клинка, кроме того палаш использовался в основном для рубящих ударов, в то время как шпага предназначалась для колющих.

Но в тоже время не нужно упускать и то, что и палаш и шпага могли и рубить и колоть. Это был длинный и узкий меч, причиной его появления стало наличие латных доспехов и появления в них сочленений и отверстий, куда узкий клинок входил просто превосходно.

Кроме этого шпага в отличие от меча давала владельцу больше возможностей в бою, чем более тяжёлые виды холодного оружия. После своего появления шпага заняла место на поясе дворянского и офицерского сословия на четыре столетия почти беспрерывных войн.

Устройство шпаги

Шпага, как и другое клинковое оружие, состояло из двух основных частей: клинка и эфеса. Клинок – прямой и плоский с двухсторонней заточкой с долом или двумя, плавно сужающийся к острию. Длина клинка составляла около 1 метра, но впоследствии она уменьшилась до 700-800 мм.

Сам клинок кроме плоской в сечении формы мог быть квадратным, ромбическим или овальным, режущие кромки в этом случае оставались лишь у острия.

Рапира – это колющее оружие, обладающее длинным гранёным клинком с рёбрами.

Вес шпаги составлял около 1,2-1,6 кг. Иногда возникает вопрос, сколько весила шпага мушкетёра? Ответ на этот вопрос есть в музеях Франции. Шпага тех времён имела вес около 1,5 кг.

Эфес шпаги состоит из следующих частей:

  • рукоятка шпаги, обычно изготовлена из дерева и металла и имеет оплетку или рифление для комфортного охвата рукой;
  • перекрестие, защитное приспособление на переходе между клинком и эфесом, прямое или наклонное;
  • дужка, защитное устройство защищающее пальцы руки, в виде полосы металла от крестовины к навершию рукоятки;
  • навершие, металлическое яблоко завершающее рукоять, служащее для балансировки выполнялось в виде металлического шара или шляпки;
  • гарда, защита кисти руки, состояла из защитных колец с креплением, к перекрестию, так и щитков или развитой корзины выполненной в виде сплошной или узорчатой металлической полосы, целиком закрывающей кисть.

Эфес ранних образцов представлял собой обычную крестовину с дужкой, изредка дополненную защитным кольцом. На вершине ручки крепилось балансировочное яблоко.

Более поздние эфесы получили гарду-корзину поверх развитого перекрестия, а количество дужек увеличилось до 2-3, или сплошной полосы фигурной формы прикрывающей кисть руки.

Рукоять могла иметь округлое, круглое или прямоугольное сечение, она насаживалась на хвостовик клинка и жёстко фиксировалась. Материалом для её обтяжки служили кода или ткань. Часто рукоять шпаги оплеталась металлической проволокой в несколько рядов.

Гарды клинков во многом зависели от школы фехтования, так испанские мастера фехтования предпочитали полностью закрытые гарды, при этом в фехтовании они работали рукой от предплечья, французская школа предпочитала лёгкие гарды, так как больше была развита кистевая техника.

По современной классификации Оушкотта гарды делятся по степени закрытия кисти руки на дробные числа четверти. По типу гарды подразделяются виды шпаг, имеющих ярко выраженные свойства, характерные только для этого рода оружия:

  • «испанская» чаша, глубокая чаша перед перекрестием с парой колец внутри её, в бою шпага удерживается за них, либо за саму рукоять;
  • бильбо, более защищённая разновидность «испанской чаши», с дополнительной дужкой и более объёмной чашей;
  • папенхаймер, развитая гарда с чашкой и защитой кисти в виде сложного плетения дужек;
  • фламандская гарда, в виде перекрестия с кольцами или щитками, без дужки;
  • кавалерийская, развитие фламандской, но с с наличием одной или более дужек прикрывающих кисть руки.

В дальнейшем при переходе боевой шпаги в ранг придворного украшения и парадного оружия эфесы стали украшать драгоценными камнями, плетение их представляло собой произведение искусства. В то время как перекрестие практически полностью исчезло.

Боевые шпаги этого времени представляли собой упрощённые образцы с небольшим перекрестием, дужкой и двумя щитками справа и слева от клинка. На яблоке могли располагаться различного рода украшения или награды. Общая длина шпаги зависела от мастера, что её ковал и от школы фехтования владельца.

Особенности шпаги

При распространении шпаги её однозначно приняли как дворянское оружие. Этому способствовали как боевые, так и технические характеристики этой разновидности холодного оружия.

В отличие от недорогих палашей и сабель мягкий металл клинков, которых мог компенсироваться весом и силой удара, шпага это оружие техники и высококачественного металла.

Более тонкий клинок требовал упругой и твёрдой стали.

К тому же ориентированность на укол делали шпагу ещё более требовательным оружием к качеству производства. По этой причине шпага и стала отличительным признаком дворянства, менее обеспеченные финансовыми средствами классы предпочитали более дешёвые сабли и мечи.

Кроме того владение шпагой требовало и определённых навыков, которые могли быть только у воинов, которыми изначально дворяне и являлись.
После того как фехтование стало наукой постепенно начали развиваться и национальные школы владения этим оружием.

Во много они зависели от особенностей гарды и клинка. Итальянские шпаги, например, рассчитаны на колющие удары, и практически не используют рубящие и режущие, с протягом, удары клинка. Соответственно этому рукоятки и эфесы итальянского холодного оружия рассчитаны именно на укол, рубить ими не особо удобно.

Также интересна французская школа, также рассчитанная на укол, шпага французского типа имеет лёгкую гарду фламандского или кавалерийского типа и обычно гранёный клинок. Поэтому шпаги мушкетеров имеют сравнительно короткий клинок и открытую гарду.

Немецкая школа наоборот использует полный ассортимент ударов. Рубящие, колющие и режущие, а также и оглушающие, плашмя клинком. Именно в германских княжествах появилась тактика боя с кинжалом для второй руки – дагой.

Дистреза, испанская школа фехтования предполагала целую науку, включая философию боя на клинках. Но в тоже время в отличие от развивающихся французских и итальянских школ была более консервативна.

Заключение

Несмотря на то, что в настоящее время фехтование все больше уходит в историю. Но все его методы перешли в спортивное фехтование, самое быстрый и динамичный вид спорта.

Также стоит отметить и военно-историческое фехтование, которое предполагает использование идентичных боевым образцам изделий. Тем более в детстве все болели похождениями Атоса, Портоса и Арамиса, после просмотра кинофильмов или прочтения книг Дюма.

Отсюда и плащи мушкетерские, сабли из дерева в детстве, и стальные и алюминиевые клинки во взрослом возрасте. Стоит отметить, что как средство самозащиты шпагу или другое холодное оружие использовать не стоит, это незаконно.

Но шпага как знак чести и доблести офицера и дворянина стала уже нарицательным предметом. «Продать свою шпагу» – это словосочетание пришло от немецких наёмников и означает – продать свои знания и опыт . Сломать шпагу, значит лишить чести. Так это устаревшее холодное оружие вошло и в нашу повседневную жизнь.

Источник: //WarBook.club/oruzhie/holodnoe/shpaga/

Капсюльный дуэльный пистолет

Оружие чести

Для осуществления выстрела из капсюльного пистолета необходимо провести зарядку данного вида оружия. Капсюльный пистолет заряжается с помощью фиксации курка в специальном положении, которое удерживается за счет отдельного выступа в лодыжке.

При взведении курка таким способом натягивается боевая пружина, которая при освобождении и обеспечивает необходимую силу удара для возникновения искры.

Данная искра воспламеняет промежуточный пороховой заряд, который поджигает основной заряд для осуществления выстрела.

История данного образца

Оригинальное оружие в виде капсюльного пистолета изготавливалось умелыми мастерами оружейниками в начале XIX века. Данная модель оружия произведена оружейным специалистом Михайловым, который занимался изготовлением дуэльных пистолетов в Туле.

Особая форма и конструкция пистолета имеет уникальные гравировки и теснения из драгоценных металлов. Сам ствол капсюльного пистолета для проведения дуэлей воронёный, восьмигранный, нарезной отличался особенной отделкой.

В своем начале он покрыт серебряной накладкой.

С другой стороны оружия видно индивидуальное обрамление специальным серебряным щитком, которой имеет оригинальную обработку. Мастер оружейник Михайлов в нижней части пистолета прикрепил специальную накладку из мельхиора, которая имеет форму змейки. В те далекие времена все пистолеты дуэльного типа продавались в специальных ящиках и имели маркировку в виде надписей «1» или «2».

Наш образец капсюльного пистолета для проведения дуэлей был презентован музею 15 мая 1967 года известным полковником в заслуженной отставке А.М. Фатеевым. Он был заслуженным мастером парашютного спорта.

За свои уникальные достижения в плане развития парашютного спорта и испытания новейших моделей Фатеев в 1936 году получил в подарок от военного руководства комплекты капсюльных пистолетов для проведения дуэлей. Он передал в музей один из пистолетов, второй оставил себе.

Данная гравировка имеется на специальной пластинке, которая прикреплена к корпусу пистолета.

Разработка

До половины XVIII века для проведения различных дуэлей использовались исключительно шпаги и другие колющие предметы оружия.

Начиная со второй средины XVIII века, широкую популярность среди индивидуальных видов оружия для проведения поединков заслужили пистолеты.

Именно в это время появились специальные пистолеты, которые были ориентированы на проведение поединков дуэлей. Такие пистолеты отличались от обычных образцов специальным нарезным стволом, который имел восемь граней.

Изящная отделка внешнего вида и специальный ствол придавали пистолету эксклюзивности и максимальной точности стрельбы. Капсюльные пистолеты для проведения дуэлей производились парами, чтобы максимально уравнять шансы обоих участников поединка.

Ближе к концу XVIII века в моду вошла привычка индивидуально украшать свои дуэльные пистолеты. Такие оригинальные пистолеты для проведения дуэлей поставлялись в специальных футлярах с индивидуальными принадлежностями, которые являлись особой гордостью всех своих владельцев.

Оригинальная ложа капсюльных пистолетов для проведения дуэлей производилась из древесины специальной карельской березы или различных пород черного дерева с дополнительной обработкой.

Сверхпрочные стволы пистолета изготавливались исключительно из дамасской стали.

После проведения дополнительной процедуры воронения данные стволы имели индивидуальный оттенок, который придавал благородности и изысканности пистолетам.

Наиболее популярным и востребованным на то время было оружие, произведенное знаменитыми тульскими мастерами.

В самом начале XIX века капсюльные пистолеты для проведения дуэлей в Туле изготавливали известные мастера оружейники А.С. БАБЯКИН, Н.Я. КРАПИВЕНЦОВ, Г.Г. МИХАЙЛОВ.

Эти профессионалы своего дела производили уникальные модели пистолетов с оригинальной отделкой пластинами из различных драгоценных металлов. Данные пластины содержали специальные гравировки и вензели своих владельцев. Каждый такой пистолет являлся истинным произведением искусства оружейников.

Применение

Мода на проведение дуэлей пришла в нашу страну из тогдашней Западной Европы. Уже первые поединки дуэлей были проведены некоторыми заграничными офицерами, которые временно пребывали на отечественной службе в конце XVII века.

Во времена своего правления, император Петр I полностью запретил проведение дуэлей в 1715 году по всей территории государства. Но, уже во времена правления Екатерины Великой проведение дуэлей снова стало популярным среди большого количества современных дворян.

Главной целью проведения дуэли являлось получение максимального удовлетворения от своего обидчика за определенное оскорбление понятия чести.

Для проведения дуэли в то время использовался специальный кодекс, которые регламентировал все основные правила и положения для осуществления сражения.

Этот кодекс представлял собой некий свод правил, которые регулировали основные поводы для вызова на дуэль, определенные типы проведения поединков, весь процесс подготовки к мероприятию и другие тонкости.

Подводя определенный итог, можно сказать, что капсюльные пистолеты для проведения дуэлей являлись символом чести и достоинства. Каждый из типов пистолетов для дуэлей в руке опытного дуэлянта оставлял немного шансов его противнику.

Особые качества обоих участников поединка, которые выражались в наличии опыта, индивидуальных моральных и физических свойств личности, не могли сделать поединок абсолютно равным по силе. И те, кто утверждает, что одинаковые модели пистолетов гарантировали максимально одинаковые шансы на проведение поединка, глубоко заблуждаются.

Такое сравнение подходит только к более древним вариантам оружия, к которым относятся шпаги или сабли.

Дуэли забрали немало человеческих жизней, среди которых были талантливые и благородные представители человечества. Пожалуй одной из самых известных таких дуэлей в России стала  дуэль А.С. Пушкина с Жоржем Дантесом, которая привела к гибели великого русского поэта.

Дуэль Пушкина с Дантэсом

На сегодняшний день все законы проведения дуэлей давно забыты, но капсюльные дуэльные пистолеты являются особой гордостью различных музейных собраний. Такие экспозиции четко подчеркивают высокую степень мастерства опытных оружейников.

Источник: //weaponsofheroes.com/ru/detonating-duelling-pistol/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть