Русский богатырь
Русские богатыри
В записях исторических документов и в летописях сохранилось многое, свидетельствующее о том, что некоторые события, перешедшие в былины, имели место на самом деле. Авторы былин правда переделывали быль по-своему, разукрашивая и преувеличивая. Расскажем о богатырях, имена которых не столь широко известны, как например имя Ильи-муромца.
Вольга Святославич
Его также называли Волх Всеславьевич. Был способен оборачиваться в животных и умел понимать язык птиц и животных. В былинной фигуре Вольга Свяславича много архаических черт, ввиду чего он считается одним из древнейших персонажей в русском фольклоре.
Вольга — сын змея и княжны Марфы Всеславьевны, которая зачала его чудесным образом, случайно наступив на змею. Не понятно откуда в русских былинах такое, но вот так описано.
Земля содрогнулась в ту минуту, когда Вольга увидел свет, стихия вышла на свет вместе с ним.
Рос Вольга не по дням, а по часам, и в скором времени становится могучим богатырем, обладающим не только искусством бороться с врагами, но и читать по книгам и оборачиваться разными животными.Здесь показано древнейшие тотемические представления о животных как о предках человека и о возможности рождения великого охотника и волхва непосредственно от отца-животного.
Центральный момент былин о Вольге — его поход в далекое индийское царство, земли Турец-салтана. Он набирает дружину. Чтобы снабдить её всем необходимым, он обращается в волка и сокола, кормя её охотой. Успех похода вызван мудростью Вольги.
Он горностаем портит тетивы луков врагов, волком перекусывает горла лошадям и проч. Чтобы дружина могла преодолеть неприступные стены, он превращает её в муравьев, а в стенах города возвращает человеческий облик.
Победитель женится на жене убитого царя, а своих воинов — на местных девушках, оставленных в живых. Сам он становится царем.
А еще была встреча с чудесным пахарем, превзошедшим Вольгу в «хитростях-мудростях». Во время сбора податей с городов Гурчевца и Ореховца, повстречал Вольга пахаря Микулу Селяниновича, который пожаловался на сборщиков налогов г. Гурчевца, которые дерут с мужика простого втридорога, и наказал их за жадность плеткой.
Увидев в Микуле могучего богатыря, позвал Вольга его с собой в дружину для сбора податей. Отъехав, Микула вспомнил, что позабыл соху в земле. Дважды посылал Вольга дружинников ту соху вытянуть, на третий раз сам с дружиной всей не одолел. Микула же одной рукой выдернул ту соху. Приехав в города Гурчевец и Ореховец, дали бой и собрали подати.
Дунай Иванович
Он же Дунай-богатырь — один из популярнейших богатырских образов в русских былинах. Но в отличие от Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича, он персонаж трагический.
Пошли в Литву Дунай и Добрыня, чтобы сосватать королевскую дочь Апраксу за князя Владимира. Дунай ранее служил литовскому королю, вот и выбрали его в сваты. Дунай сперва является к прежнему своему господину один. А тот чем разгневанный, заключает его в погреба глубокие.
Но не забывайте про Добрыню.
Приезжает Добрыня, который не дождался посланника, бьет (видимо чуть-чуть совсем) литовскую дружину, и король отпускает Апраксу с богатырями в Киев (тут видимо надо читать текст былины, а то как-то не по-славянски и прозаично получается — пришли, да силой забрали девку).
У истории есть продолжение. У литовского короля оказывается есть и вторая дочь — Настасья (обратите внимание — имена то какие-то скорее русские), с которой у Дуная в прошлом была тайная любовь. Видимо потому-то и попал Дунай в беду и немилость короля литовского. Настасья выкупила его у палачей и отправила в Киев.Когда русские богатыри приехали за Апраксой, Настасью обидело невнимание к ней со стороны Дуная. На обратном пути богатыри обнаруживают чей-то богатырский след.
Дунай отправляется на розыски и встречает богатыря, с которым вступает в бой. Победив его, он вынимает нож для окончательного удара и узнаёт в противнике Настасью.
Она напоминает ему о прошлом, и Дунай вновь поддаётся страсти, зовёт Настасью в Киев, чтобы пожениться.
В Киеве — двойная свадьба: Владимира с Апраксой и Дуная с Настасьей.
На пиру Дунай хвастает своей храбростью, а Настасья — меткостью в стрельбе из лука. Дунай воспринимает это как вызов, устраивается проверка, и Настасья трижды простреливает серебряное кольцо, лежащее на голове у Дуная.
Дунай не в силах признать превосходство жены и приказывает ей повторить опасное испытание в обратном варианте: кольцо теперь на голове у Настасьи, а стреляет Дунай. Стрела Дуная попадает в Настасью.
Она умирает, а Дунай узнаёт, «распластавши ей чрево», что она была беременна чудесным младенцем: «по коленца ножки в серебре, по локоточки рученьки в золоте, на головушке по косицам звёзды частые» Дунай бросается на свою саблю и умирает рядом с женой.
Вот вам и трагедия. Шекспир отдыхает!
Святогор
Святогор — богатырь эпоса, стоящий как-то вне киевского и новгородского циклов, хотя и соприкасавшийся в былинах с Ильёй Муромцем.
Святогор богатырь- это огромный великан, «выше леса стоячего»; его с трудом носит мать-сыра земля. Ездит он мало, живёт на высоких Святых горах, потому как при его поездке мать-сыра земля потрясается, леса колышутся и реки выливаются из берегов.
Однажды, чувствуя в себе колоссальные силы, он похвалился, что если б было кольцо в небе, а другое в земле, то он перевернул бы небо и землю. Это услышал Микула Селянинович и бросил на землю сумочку, в которой была заключена «вся тягость земная». Поднять сумочку мог лишь пахарь.
Пришел таки Святогор, но тщетно пытался он сдвинуть сумочку, сидя на коне, а затем, сойдя с коня и взявшись за сумочку обеими руками, погрязает в землю по колени и здесь, не одолев «тяги земной», заключавшейся в сумочке. Но Микула открывает ему секрет, и направляет к кузьнице, чтоб будущее свое встретить.
И женился Святогор в итоге. В той самой кузьне на вопрос Святогора о будущем, старец предсказал ему женитьбу на невесте, живущей в приморском царстве.
Святогор поехал туда и, найдя больную на гноище, положил около неё сумку с золотом, ударил её в грудь мечом и уехал. Девушка пробудилась; кора, покрывавшая её, сошла; она превратилась в красавицу, и богатырь, услыхав о её красоте, приехал и женился на ней.
После свадьбы Святогор увидел на её груди шрам, узнал в чём дело и понял, что от судьбы не уйдешь.
У Святогора вроде жизнь удалась получается.
Сухман Одихмантьевич
Сухман (Сухмантий, Сухан) Одихмантьевич (Дамантиевич) – былинный богатырь, герой киевского былинного цикла. Сухман едет добывать князю Владимиру лебедь белую. Во время поездки он видит, что Непра-река борется с силой татарскою, которая мостит на ней мосты калиновы, чтобы идти к Киеву.
Сухман избивает силу татарскую, но во время сражения получает ранения, которые закрывает листочками. Сухман возвращается в Киев без лебеди. Князь Владимир не верит ему и велит за похвальбу заточить в погреб, а Добрыню Никитича посылает узнать, правду ли сказал Сухман, и, когда оказывается, что правду, Владимир хочет наградить Сухмана; но он снимает с ран листочки и истекает кровью.
И протекла из крови Сухмана-богатыря река глубокая да бурливая, а сам он тут и смерть принял и песне нашей тем положил конец.. Опять герой умер! Обидно!
Использованный источник
Источник: //xn--e1adcaacuhnujm.xn--p1ai/russkie-bogatyri.html
Русские богатыри – список и описание — Русская историческая библиотека
Часть русских былинных витязей именуется старшими богатырями. Это Святогор, Самсон, Вольга Святославич и Микула Селянинович. В некоторых былинах их называют «силой нездешней».
Эти богатыри не связаны никакими земными интересами, – они не служат ни князю Владимиру, ни русской земле, – живут особняком, вдали от всех прочих русских богатырей.
Это – туманные существа, перегруженные силой, более приближающиеся к образам сказочным, чем былинным.
Вольга Святославич (Волх Всеславьевич) – происхождения чудесного. Он сын княжны и Змея Горыныча. Это – чародей-оборотень; его «хитрость-мудрость» заключается в умении «оборачиваться» в разных зверей (в лютого зверя, серого волка, ясного сокола, гнедого тура, щуку).
С дружиной своей он совершает набеги на Золотую Орду, в Индию богатую, в турецкую землю. Известна его встреча с чудесным пахарем Микулой, который оказался сильнее князя-чародея и всей его дружины. С Вольгой связывают память о князе Олеге, который слыл «вещим», т. е.
чародеем.
Микула Селянинович – могучий землепашец, у которого и кобылка соловая, и соха кленовая так же необыкновенны, как и он сам.
В его лице смиренный пахарь, в поте лица обрабатывавший землю, оказался сильнее блестящего воина – Вольги. В некоторых былинах Микула является с чудесной сумочкой, которую не может поднять даже Святогор.
В этой сумочке – «тяга земная». Все былины об этом богатыре полны символизма.
Святогор-богатырь – это неясно очерченная, громадная и грузная сила, великан, которого не носит земля и который, потому, обыкновенно, лежит на горе. Известна былина, рассказывающая о встрече его с Ильей Муромцем. Илья напал на него и стал наносить ему удары, но Святогор их долго не чувствовал.
Заметив, наконец, Илью, он спрятал его вместе с конем в карман и продолжал свой путь. Потом они поехали вместе и нашли огромный гроб. Илье гроб этот оказался велик, а Святогору пришелся по росту. Когда Илья прикрыл лежащего Святогора крышкой, та приросла к гробу.Илья стал рубить крышку мечом, но от каждого нового удара появлялись на гробе железные обручи, которые лишь сильнее стягивали его и крышку. Так и не смог Илья вызволить Святогора – тот умер в гробу.
Близок к Святогору другой богатырь – Самсон. О нем поется в былинах почти то же, что о Святогоре; но, кроме того, рассказывается, как коварная жена Самсона, выведав, что сила его в волосах («семь волос ангельских»), ослепила его. Самсон отомстил ей, разрушив палаты, в которых была она с гостями. Здесь – явное воспоминание о библейском Самсоне.
Младшие богатыри. Былины киевского цикла
Кроме старших богатырей русские героические песни рассказывают и о младших. Им посвящены былины Киевского цикла. Младшие богатыри выступают в них слугами князя Владимира и помогают тому оборонять русскую землю от врагов. Три самых знаменитых младших богатыря – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.
Богатыри. Картина В. Васнецова, 1898
Илья Муромец – богатырь-мужик, простоватый и немудрящий. Однако именно в этой своей простоте он черпает источник несгибаемой мощи. Илья сиднем сидел на печи первые 33 года жизни, не владея ногами, но потом был исцелён каликами перехожими и отправился на славные подвиги.
Илья Муромец победил Соловья-разбойника, преградившего путь от Чернигова к Киеву; ездил по трём дорогам от камня на распутье; служил князю Владимиру, а потом поссорился с ним; освободил русскую землю от страшных врагов – Калина-царя и Идолища Поганого; сражался с собственным сыном – Сокольником.
Некоторые учёные полагают, что образ Ильи сложился из соединения двух циклов сказаний о двух разных богатырях (один из них – Вещий Олег).
Илья Муромец и Соловей Разбойник. Мультфильм
Добрыня Никитич – в отличие от мужика-Ильи, человек из знати. Его образ в былинах более тонкий, отчасти романтичный. Добрыня – любимец женщин. Самый громкий его подвиг – победа над Змеем Горынычем.
Добрыня Никитич и Змей Горыныч. Мультфильм
Алеша Попович – тип во многом юмористический. Это – молодой, бойкий удалец-хвастун, который обычно берёт верх над врагами не силой, а хитростью. Именно так он побеждает главного своего противника – Тугарина-змея. Хитроватый Алеша пробует отбить у Добрыни Никитича жену, Настасью Микулишну. Легкомыслие Поповича становится причиной того, что богатыри перевелись на Руси.
Алеша Попович и Тугарин Змей. Мультфильм
Кроме этих трёх былины упоминают и о других младших богатырях.
Соловей Будимирович – это заезжий молодец из Веденецкой земли (города Леденца). На чудном корабле с богатыми подарками приплывает он по Днепру к Киеву. В одну ночь строит он три златоверхих терема в саду княжеской племянницы Забавы. Княжна, прельщенная его внешностью, пением и богатствами, сама себя засватывает за него.
Чурила Пленкович – типичный русский красавец, на которого заглядываются даже старухи. В былинах воспевается его состязание с Дюком Степановичем в богатстве и щегольстве, рассказывается о его службе у князя в Киеве и смерти от руки старика, чья молодая жена полюбила Чурилу.
Дюк Степанович – боярский сын из Галича Волынского; по другим сказаниям, он – родом из Индии богатой. В былинах воспевается только его богатство и щегольство. Особенно обстоятельно описаны баснословные богатства его дома.
Михайло Данилович – это двенадцатилетний богатырь, спасший город Киев от татар. Отец его – тоже богатырь, калика Данила Игнатьевич, живет в монастыре, но в трудную минуту во время боя помогает сыну.
Василий пьяница Долгополой – во время осады Киева татарами убил стрелой зятя царя Батыги, Таракана (Таракашка, Татарин и др.). По требованию Батыги, Василия выдают ему, но, попав в татарский стан, он перебивает всех татар.
Суровец-Суздалец (Сурожанин) и Михаил Казаринов — богатыри-охотники. От вещего ворона они узнают, что татары в поле ведут пленных. Богатыри убивают татар и освобождают пленников.Михаил Поток –охотник выпить, «спадлив до вина». Жена его, Авдотья Лебедь Белая, выдает мужа его врагу, царю Вахрамеищу (тот же сюжет разработан в былине об Иване Годиновиче).
В другой былине рассказано, как Поток на охоте чуть, было, не убил лебедушку, но она обратилась в девицу, – Авдотью Лебедь Белую. Она соглашается выйти за него замуж, но с условием: кто из них раньше умрет, с тем другой, оставшийся в живых, должен идти в могилу.
Потоку приходится сопровождать умершую раньше него жену, но в могильном склепе он, при помощи змея, принесшего «живой воды», оживляет супругу.
Сухан (Сухман) Одихмантьевич – охотник, похваставший князю Владимиру, что привезет ему лебедь, не убитую и не раненую, а живьем взятую. Охота Сухана на лебедь не удалась, но зато, разговорившись с рекой Днепром, он узнал, что через него переправляются татары. Сухан избивает татар.
Рассказу его о победе над врагами князь Владимир не поверил и посадил его за хвастовство в погреб. Однако Илья Муромец привез известие, подтверждавшее слова Сухана. Богатыря освободили, но от обиды он не хотел больше жить, снял повязки с ран и истек кровью.
От его крови потекла река Сухман (или Дон).
Дунай Иванович — стрелок, который на состязания со своей женой Непрой (Днепрой Королевишной) в искусстве стрелять из лука, побежден ею, и от досады убивает ее и себя. От их крови берут начало реки Дунай и Днепр.
Ставр Годинович — игрец на гуслях. За похвальбу мудростью жены своей Василисы Микулишны он заточен князем Владимиром. Василиса, переодевшись «грозным послом», является свататься за дочь Владимира, показывает перед князем свою силу, ловкость и хитрость и освобождает мужа.
Иван Гостиный сын – славен только своим конем, который на скачках опережает всех.
Герои новгородских былин
Кроме киевских былин существует ещё и новгородский их цикл. Два его главных героя:
Садко – бедный гусляр, своей игрой на гуслях прельстивший Морского царя. В награду владыка морей помогает ему выиграть заклад у купцов новгородских.
Разбогатев, Садко снова бьется об заклад: что перекупит у родного города все товары, но проиграв, отправляется, для поправки средств, торговать за море.
По дороге Садко попадает к Морскому царю, однако спасается со дна моря благодаря помощи Николая-угодника.
Садко. Учебный диафильм
Василий Буслаев (Буслаевич) – буйный ушкуйник[1], который с дружиной своей развлекается битьём мужиков новгородских.Под старость Василий едет каяться в Святую Землю (Палестину), но там погибает, не в силах справиться с привычкой к озорству и удальству.
Это – любопытный тип русского вольнодумца древней Руси, который не верит «ни в сон, ни в чох». Буслаев – создание вольного Новгорода, колыбели русских ересей и свободолюбия.
[1] Ушкуйниками назывались новгородские молодцы, которые из молодечества и удальства занимались грабежами и разбойничеством. На лёгких лодках («ушкуях») плавали они по рекам, особенно по Волге, и грабили, или «разбивали» купцов (отсюда – слово «разбой»).Источник: //rushist.com/index.php/mifologiya/5362-russkie-bogatyri-spisok-i-opisanie
Малоизвестные русские богатыри
Если попросить любого русского человека в нашей стране назвать имена русских богатырей, то наверняка назовут Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алёшу Поповича. А вот дальше — заминка.
Благодаря массовой культуре, только эти трое стали широко известны. А между тем, богатырей на Руси было гораздо больше, вот только знают о них далеко не все.
Попробуем исправить ситуацию и рассказать в этой подборке о «неизвестных» русских богатырях.
Микула Селянинович
Легендарный пахарь-богатырь, с которым нельзя биться, потому что «весь род Микулов любит Мать — Сыра Земля». Согласно одной из былин, именно Микула Селянинович попросил великана Святогора поднять упавшую на землю сумку.
Святогор этого сделать не смог. Тогда Микула Селянинович поднял сумку одной рукой и сказал, что в ней находится «вся тягость земная». Фольклор говорит, что было у Микулы Селяниновича две дочери: Василиса и Настасья.
И стали они жёнами Ставра и Добрыни Никитича соответственно.
Михайло Потык
Один из второстепенных богатырей. Известен он лишь в северно-русских былинах как красавец и змееборец. Легенд о нём существует несколько. Согласно одной из них, Михайло на охоте встретил лебедя, который обратился в девушку — Авдотью Лебедь Белую. Они поженились и дали клятву, что если кто-то умрёт раньше, то оставшийся в живых будет похоронен вместе с умершим в одной могиле.
Когда Авдотья умерла, Потыка вместе с её трупом спустили в могилу, на коне в полном вооружении. В могилу явился змей, которого богатырь убил, а его кровью воскресил жену. По другим былинам, жена опоила Потыка и обратила в камень, а сама сбежала с царём Кощеем. Товарищи богатыря — Илья, Алёша и другие, спасают Потыка и мстят за него, убив Кощея и четвертовав неверную Лебедь Белую.
Хотен Блудович
Богатырь в русских былинах, выступающий в одной былине в роли свата и жениха. История Хотена и его невесты — практически древнерусская история Ромео и Джульетты. Согласно легенде, Мать Хотена, вдова, на одном пиру сватала своего сына к красавице Чайне Часовой. Но мать девушки ответила ей оскорбительным отказом, который услышали все пирующие.
Когда Хотен узнал об этом, он отправился к невесте и та согласилась выйти за него замуж. Но мать девушки была категорически против. Тогда Хотен потребовал поединка и побил девятерых братьев своей невесты. Мать Чайны просит у князя войско, чтобы справиться с богатырём, но Хотен побеждает и его. После этого Хотен женится на девушке, беря богатое приданое.
Никита Кожемяка
Формально к богатырям не относится, но является героем-змееборцем. Согласно преданию, дочь киевского князя была унесена змеем и удерживалась им в заточении. Узнав от самого змея, что он на свете боится только одного человека — Никиту Кожемяку, она с голубем отправляет письмо к отцу с просьбой отыскать этого богатыря и побудить его сражаться со змеем.
Когда посланники князя вошли в избу Кожемяки, занятого своим обычным делом, он от неожиданности перерывает 12 шкур. На первую просьбу князя биться со змеем Никита отвечает отказом. Тогда князь посылает к нему старцев, которые тоже не смогли уговорить Никиту. В третий раз князь отправляет к богатырю детей, и их плач трогает Никиту, он соглашается.
Обмотавшись пенькой и обмазавшись смолой, чтобы стать неуязвимым, богатырь бьётся со змеем и освобождает княжескую дочь. Далее, как гласит легенда, змей, поверженный Никитой, молит его о пощаде и предлагает разделить с ним землю поровну.
Никита куёт соху в 300 пудов, запрягает в неё змея и проводит борозду от Киева до Чёрного моря; затем, начав делить море, змей тонет.
Василий Буслаев
Тоже формально не богатырь, но очень сильный герой, представляющий собой идеал молодецкой и безграничной удали. С детства Василий был сорвиголовой, не знал никаких стеснений и делал всё только так, как вздумается. На одном из пиров Василий бьётся об заклад, что будет драться во главе своей дружины на Волховском мосту со всеми новгородскими мужиками.
Бой начинается, и угроза Василия избить всех противников до единого близка к осуществлению; только вмешательство матери Василия спасает новгородцев. В следующей былине, чувствуя тяжесть своих грехов, Василий отправляется их замаливать в Иерусалим.
Но паломничество к святым местам не меняет характера героя: он демонстративно нарушает все запреты и на обратном пути гибнет самым нелепым образом, пытаясь доказать своё молодечество.
Дюк Степанович
Один из самых оригинальных богатырей киевского былинного эпоса. По легенде, Дюк прибывает в Киев из «Индии богатой», так, по всей видимости, называли Галицко-Волынскую землю.
По прибытии Дюк начинает хвастать роскошью своего города, собственным богатством, своими одеждами, которые ежедневно его конь приносит из Индии, и находит невкусными вино и калачи князя киевского. Владимир, чтобы проверить хвастовство Дюка, отправляет посольство матери Дюка.
В итоге посольство признаёт, что если продать Киев и Чернигов да купить бумаги для описи Дюкова богатства, то не хватит той бумаги.
Источник: //ribalych.ru/2016/01/13/maloizvestnye-russkie-bogatyri/
Русские былины — герои и персонажи
Русские былины – это отражение исторических событий, пересказанных народом, и как следствие, претерпевших сильные изменения. Каждый богатырь и злодей в них – это чаще всего реально существовавшая личность, чья жизнь или деятельность была взята за основу персонажа либо собирательный и очень важный для того времени образ.
Илья Муромец (русский богатырь)
Славный русский богатырь и храбрый воин. Именно таким предстает Илья Муромец в русском былинном эпосе.
Служивший верой и правдой князю Владимиру, воин с рождения был парализован и сидел на печи ровно 33 года.
Отважный, сильный и бесстрашный был он вылечен от паралича старцами и всю свою силу богатырскую отдал защите русских земель от Соловья-разбойника, нашествия ига татарского и Идолища Поганого.
У героя былин имеется реальный прототип – Илия Печерский, причисленный к лику святых как Илья Муромец. В юности он перенес паралич конечностей, а скончался от удара копьем в сердце.
Подробнее >>
Добрыня Никитич (русский богатырь)
Еще один герой из прославленной тройки богатырей русских. Служил он князю Владимиру и выполнял его личные поручения. Был наиболее приближенным из всех богатырей к княжескому семейству. Крепкий, храбрый, ловкий и бесстрашный, он прекрасно плавал, умел играть на гуслях, знал порядка 12 языков и являлся дипломатом при решении дел государственных.
Реальным прототипом славного воина является воевода Добрыня, который приходился дядей самому князю по материнской линии.
Подробнее >>
Алёша Попович (русский богатырь)
Алеша Попович – младший из тройки богатырей. Славен не столько силой своей, сколько натиском, находчивостью и хитростью. Любитель хвастнуть своими достижениями, он наставлялся на путь истинный старшими богатырями. По отношению к ним вел себя двояко. Поддерживая и оберегая славную тройку, он ложно похоронил Добрыню, дабы жениться на жене его Настасье.
Олеша Попович – ростовский храбрый боярин, имя которого и связывают с появлением образа былинного героя-богатыря.
Подробнее >>
Садко (новгородский богатырь)
Удачливый гусляр из новгородских былин. Долгие годы зарабатывал на хлеб насущный игрой на гуслях. Получив награду от Царя Морского, Садко разбогател и с 30 кораблями отправился по морю в страны заморские. По пути забрал его к себе благодетель в качестве откупа. По наставлению Николая Чудотворца гусляру удалось вырваться из плена.
Прообразом героя считается Содко Сытинець, новгородский купец.
Подробнее >>
Святогор (богатырь-великан)
Великан и богатырь, обладавший недюжинной силой. Огромный и могучий, рожденный в горах Святых. При его ходьбе леса содрогались и реки разливались. Часть своей силы Святогор в писаниях русского эпоса передал Илье Муромцу. Вскоре после этого и умер.
Реального прототипа образа Святогора, нет. Он являет собой символ огромной первобытной силы, которой так и не нашлось применения.
Подробнее >>
Микула Селянинович (пахарь-богатырь)
Богатырь и крестьянин, вспахивавший земли. Согласно былинам был знаком со Святогором и дал тому суму поднять полную тяжести земной. Биться с пахараем, согласно преданию, нельзя было, находился он под защитой Матушки Сырой Земли. Дочери его – жены богатырей, Ставра и Добрыни.
Образ Микулы выдуманный. Само имя является производным от распространенных в то время Михаила и Николая.
Подробнее >>
Вольга Святославич (русский богатырь)
Герой-богатырь древнейших былин. Обладал не только внушительной силой, но и умением понимать язык птиц, а также оборачиваться любым животным и оборачивать в них других. Ходил с походами на земли турецкие и индийские, и после становился их правителем.
Многими учеными образ Вольги Святославича отождествляется с Олегом Вещим.
Подробнее >>
Никита Кожемяка (киевский богатырь)
Герой киевских былин. Отважный богатырь, обладавший огромной силой. Мог без труда разорвать сложенную дюжину бычьих шкур. Вырывал шкуру с мясом у несущихся на него разъяренных быков. Прославился тем, что победил змея, освободив от его плена царевну.
Своим появлениям герой обязан мифам о Перуне, сведенных к бытовым проявлениям чудесной силы.
Подробнее >>
Ставр Годинович (черниговский боярин)
Ставр Годинович – боярин из Черниговщины. Известен своей хорошей игрой на гуслях и крепкой любовью к жене, чьими талантами не прочь был похвалиться перед другими. В былинах роль играет не главную. Более известна его жена Василиса Микулишна, вызволившая мужа из заточения в темницах Владимира Красна Солнышка.
Упоминание о реальном сотском Ставре имеется в летописях 1118 года. Он был также заточен в погребах князя Владимира Мономаха после беспорядков.
Подробнее >>
Соловей разбойник (антигерой)
Ярый противник Ильи Муромца и разбойник, который долгие годы грабил и пеших, и конных на им же заложенной дороге. Убивал их не ружьем, а собственным свистом. В былинах чаще всего предстает в человеческом обличье с явно выраженными тюркскими чертами лица.
Считается, что образ его взят у мордвичей, проживавших в Нижнем Новгороде. Традиционные их имена – это названия птиц: Соловей, Скворец и т.д.
Подробнее >>
Змей Горыныч (змей-дракон)
Дракон. Дышащий огнем с тремя головами. Это классический образ Змея Горыныча в русских былинах. Тело у змея одно, имеются крылья, большие острые когти, а также стрелоподобный хвост. Сторожит мост-проход в царство мертвых и извергает огонь, когда нападает. Живет в горах, отсюда и прозвище «Горыныч».
Образ змея мифический. Подобные встречаются в сербской и иранской мифологии.
Подробнее >>
Идолище Поганое (злодей)
Идолище – тоже богатырь, только от сил темных. Из-за своего чревоугодия имеет огромное бесформенное тулово. Злой, некрещеный и не признающий религий. Грабил города со своей ратью, попутно запрещая милостыню и церкви. Побывал на землях русских, в Турции и Швеции.
В истории прототипом Идолища был хан Итлар, совершавший варварские набеги на города земель русских.
Подробнее >>
Источник: //schci.ru/russkie_byliny.html
Славные подвиги русских богатырей
Русские богатыри – это не просто история. Они отражают сущность русского человека, его отношение к Родине. Илья Муромец, Алеша Попович, Горыня, Добрыня Никитич и многие другие посвятили свои жизни служению Руси.
Они боролись с бесчисленными врагами нашего народа, оберегая и защищая простых людей. Подвиги русских богатырей навеки останутся в памяти — в виде былин, песен и сказаний, а также другого эпоса, сочиняемого очевидцами тех событий.
Именно они заставляют гордиться своим народом и землей, взрастившей таких исполинов.
История богатырей на Руси
Наверное, каждый из нас в школе или по телевизору слышал истории о могучих и непобедимых героях. Их подвиги вдохновляют, вселяют надежду и заставляют гордиться собственным народом, его силой, самоотдачей и мудростью.
Многие историки делят русских богатырей на старших и младших. Если следовать эпосу и былинам, то можно четко провести границу между старославянскими полубогами и уже христианскими героями. Русские древние богатыри — это всесильный Святогор, могучий Верни-Гора, Микула Селянинович, Дунай и другие.
Они отличаются своей безудержной природной мощью. Эти богатыри – олицетворение обожествленных сил природы и ее непобедимости. В более поздних источниках им придают несколько негативный окрас. Они становятся героями, которые не могут и не хотят применить собственную силу во благо. Чаще всего это просто разрушители, хвастающиеся мощью перед другими богатырями и простым людом.
Это было сделано для того, чтобы подтолкнуть людей к новому миру – христианскому. На смену богатырям-разрушителям приходят богатыри-созидатели, защитники русской православной земли.
Это Добрыня Никитич, Никита Кожемяка, Пересвет и многие-многие другие. Нельзя не вспомнить и подвиги русского богатыря Ильи Муромца. Это излюбленный образ для многих писателей и художников.Излечившись от тяжелой болезни, витязь пошел защищать собственную землю, а после удалился в монахи.
Самые известные русские богатыри и их подвиги
Наша история хранит немало известных имен. Наверное, каждый знает фразу: «А и славные, а и сильные богатыри на земле Русской».
Хотя наш народ в большинстве своем не воинственный, предпочитает трудиться на земле, но из его среды издревле выходили могучие герои и защитники Отечества. Это Святогор, Микула Селянинович, Дунай Иванович, Пересвет, Садко и многие-многие другие.
Эти богатыри проливали собственную кровь за родную землю и становились на защиту мирных людей в самое смутное время.
Именно о них складывались былины и песни. При этом, с течением времени, они много раз переписывались. В них добавлялись новые и новые факты и подробности. Даже характер героев претерпевал значительные изменения.
Особенно повлияло на сей процесс принятие христианства на Руси. Это разделило нашу историю, привело к отрицанию и осуждению всего старого. Поэтому в образах более древних богатырей теперь можно увидеть негативные черты. Речь идет о Святогоре, Пересвете, Дунае Ивановиче.
//www.youtube.com/watch?v=KFr98H6lCM4
На смену им пришли богатыри нового поколения. И практически все они служили князьям, а не народу. Самые известные богатыри земли Русской – это Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.
Именно их восхваляли в песнях и былинах. Они изображены на известнейшей картине Васнецова. Именно их больше всего знают дети, благодаря многочисленным мультфильмам и сказкам.
Что же они совершили? И почему их изображают всегда вместе?
По заверениям многих историков, эти три известнейших русских богатыря никогда не встречались. Согласно некоторым данным, Добрыня жил в 15 веке, Илья – в 12-м, а Алеша, самый молодой из героев, – в 13 веке.
Виктор Михайлович изобразил их всех вместе как символ непобедимости и несокрушимости русского народа.Подвиги 3 богатырей были совершены в разное время, но историки сходятся во мнении, что большая их часть вполне реальна.
Например, тот же Соловей-Разбойник, война с печенегами, татарский князь Тугарин имели место быть на самом деле. А значит, логично предположить, что и великие деяния тоже совершались.
Алеша Попович и его подвиги
На картине Васнецова этот юноша изображен с луком и стрелами, а возле седла можно увидеть гусли, что говорит о его веселом нраве. Иногда он безрассуден, как любой молодой парень, а иногда хитер и мудр, как бывалый воин. Как и многие богатыри земли Русской, это, скорее, собирательный образ. Но есть у данного персонажа и реальный прототип.
По некоторым данным, это сын ростовского православного попа Леонтия. Но земляком его считают и жители Полтавской области (Украина). Местные предания гласят, что он частенько посещал здешние ярмарки и помогал людям.
По другой версии, это ростовский известный богатырь Александр. Он жил в 12-13 веке и был видным историческим деятелем. Часто его образ переплетается с другим, не менее заметным персонажем былин, Вольгой Святославичем.
Славные подвиги русских богатырей будут неполными без сказаний о том, как Алеша сошелся в бою с самим Тугарином. Этот половецкий хан – реальное историческое лицо Тугоркан. И в некоторых былинах Алеша Попович дрался с ним несколько раз. Также этот богатырь заслужил славу в многочисленных междоусобных войнах того времени. И погиб в знаменитой битве при Калке (1223 год).
Илья Муромец
Это, пожалуй, самый известный и почитаемый богатырь на Руси. Он воплощает все положительные черты былинного героя. Подтвержденных сведений о нем весьма мало, но достоверно известно, что его причислили к лику русских святых.
Детство и юношество этот человек провел практически без движения, так как страдал серьезной паралитической болезнью. Однако в возрасте 30 лет Илья был исцелен и полностью встал на ноги. Этот факт подтвердили и многие серьезные ученые, которые проводили исследование останков святого. Поэтому и подвиги русского богатыря Ильи Муромца начинаются в довольно зрелом возрасте.
Этот персонаж стал наиболее известен всем взрослым и детям благодаря былине, которая повествует о его битве с Соловьем-Разбойником. Сей преступник контролировал один из основных путей в Киев – столицу древней Руси.
Правивший в то время князь Мстислав поручил дружиннику Илье Муромцу сопровождать очередной торговый обоз. Встретившись с разбойником, богатырь победил его и очистил дорогу. Данный факт подтвержден документально.Кроме этой, известны и другие победы русского богатыря Ильи Муромца. Былины рассказывают о битве витязя с Идолищем Поганым. Так, возможно, называли насильника-кочевника. Также существует история о борьбе с Бабой-Горынкой и собственным сыном.
На склоне лет Илья, получив тяжелое ранение и устав от такой ратной жизни, удалился в монастырь. Но и там не смог найти он покоя. Исследователи отмечают, что богатырь-монах погиб в бою в возрасте 40-55 лет.
Великий Святогор
Это один из известнейших и загадочных богатырей. Перед его славой меркнут даже победы русского богатыря Ильи Муромца. Его имя полностью отвечает внешности. Обычно его представляют могучим великаном.
Можно сказать, что достоверных былин об этом герое достаточно немного. И все они связаны со смертью. Однако Святогор прощается с жизнью не в неравном бою с многочисленными врагами, а в споре с непреодолимой и неведомой силой.
Одна из легенд гласит, что богатырь нашел «суму переметную». Герой попытался переместить ее, но погиб, так и не сдвинув вещь с места. Как оказалось, в этой сумке заключена была вся «тяжесть земная».
Еще одна легенда рассказывает о путешествии Святогора с Ильей Муромцем. Здесь показывается смена «поколений» богатырей. Однажды друзья находят пустой гроб. Пророчество на нем гласило: кому суждено судьбой, тот в него и ляжет.
Илье он оказался велик. А когда Святогор лег в гроб, его накрыло крышкой, и он так и не смог вырваться. Несмотря на всю мощь исполина, дерево не поддалось ему.
Главный подвиг Святогора-богатыря заключается в том, что он передал всю свою силу Илье Муромцу.
Добрыня Никитич
Этот богатырь, изображенный вместе с Ильей Муромцем и Алешей Поповичем, является одним из самых почитаемых и известных на Руси. Практически во всех былинах он неразрывно связан с князем Владимиром Святославовичем. При этом есть мнение, что последний является его родным дядей. В истории Добрыня – видный государственный деятель, к совету которого прислушивались многие дворяне.
Однако в былинах это, скорее, собирательный образ, которому присущи черты могучего русского витязя. Подвиги богатыря Добрыни Никитича заключаются в борьбе с многочисленными вражескими войсками.
Но главным его деянием является битва со Змеем Горынычем. Знаменитая картина Васнецова изображает бой защитника земли Русской с 7-главым драконом, однако строился сюжет на реальной основе. «Змеем» раньше называли врага.
А прозвище «Горыныч» указывает на его происхождение или место обитания — горы.
Существовали также сказания, повествующие о том, как Добрыня нашел себе жену. Историки отмечают, что она была иностранкой. Настасья Никулична (в других вариантах — Микулишна) обладала неплохими физическими данными. Они стали меряться силами, а после победы витязя девушка стала его женой.Как и все подвиги былинных богатырей, деятельность Добрыни Никитича связана со служением Князю и Народу. Именно поэтому его ставят в пример, сочиняют сказки, песни и былины, рисуя его героем и освободителем.
Волх Всеславьевич: князь-вошебник
Этот богатырь известен скорее как чародей и оборотень. Он был князем Киевским. И легенды о нем похожи на сказку. Даже рождение Волхва окутано мистикой. Рассказывают, что мать зачала его от Велеса, который явился ей в образе обычного змея. Рождение богатыря сопровождалось громом и молниями. Его детскими игрушками были золотой шлем и булатная палица.
Как и многие русские народные богатыри, он часто проводил время с дружиною. Рассказывают, будто бы ночью он оборачивался диким волком и добывал в лесу пищу для воинов.
Самая известная легенда о Волхве Всеславьевиче – это повествование о победе над индийским царем. Однажды богатырь услыхал, что замышляется недоброе против его Родины. Он воспользовался колдовством и победил чужое войско.
Реальный прототип этого героя – князь Всеслав Полоцкий. Он также считался колдуном и оборотнем, также брал хитростью города и безжалостно убивал жителей. И змей сыграл не последнюю роль в жизни князя.
Исторические факты и предания смешались в одно. И подвиг Волхва Всеславьевича стал восхваляться в былинах, как и другие славные подвиги русских богатырей.
Микула Селянинович — простой крестьянин
Этот богатырь – один из представителей древнейших славянских героев. Его образ – это отражение легенд о боге-пахаре, защитнике и покровителе земли Русской и крестьян. Именно он дал нам возможность возделывать поля и пользоваться дарами природы. Он же выгнал Великанов-разрушителей.
По преданию, жил богатырь на Древлянской земле. В отличие от других древних витязей, происходивших из князей, Микула Селянинович представлял сословие крестьян. Он всю жизнь посвятил работе в поле. Тогда как другие богатыри-защитники земли Русской воевали с мечом в руках. В этом есть свой смысл, т. к. все блага государства и людей происходят именно от тяжелого и ежедневного труда.
Самыми известными произведениями, в которых описывается характер и жизнь Микулы Селяниновича, считаются былины о Вольге и Микуле, а также о Святогоре.
Например, в истории с князем-оборотнем богатырь поступает на службу в дружину, собранную для противостояния варяжскому нашествию. Но перед этим он посмеивается над Вольгой и его воинами: они-де не могут даже вытащить его плуг, застрявший в земле.
Подвиги русских богатырей всегда воспевались народом. Но можно встретить и пренебрежение к героям, которые, имея огромную силу, не могут правильно ее применить. Примером такого отношения можно назвать былину «Святогор и Микула Селянинович». Здесь противопоставляются два начала – созидательное и разрушительное.Святогор скитается по свету и не знает, где применить собственную силу. Однажды он встречает Микулу с сумой, которую богатырь-воин не может поднять и надрывается. Там оказывается вся «тяжесть земная». В этом сюжете можно увидеть превосходство обычного труда над военной силой.
Пересвет
Имя этого богатыря тесно связано с битвой на Куликовом поле. Это легендарное сражение, в котором полегло бесчисленное количество славных воинов и бояр. И Пересвет, как и многие другие богатыри, защитники земли Русской, встал грудью перед врагом.
Ученые до сих пор спорят, был ли он на самом деле. Ведь, согласно легенде, Пересвет (Александр), вместе со своим братом Андреем, был отправлен на помощь Дмитрию Донскому самим Сергием Радонежским.
Подвиг этого богатыря заключался в том, что именно он вдохновил войско русское на битву. Он первым вступил в бой с представителем полчища Мамаева – Челубеем.
Практически без оружия и доспехов, Пересвет победил противника, но упал замертво вместе с ним.
Изучение более ранних источников наводит на мысль о нереальности этого персонажа. В Троицком монастыре, в котором Пересвет, согласно истории, был послушником, нет никаких записей о таком человеке. Кроме того, известно, что и Сергий Радонежский не мог встретиться с князем Дмитрием непосредственно перед боем.
Но практически все подвиги русских богатырей — так или иначе — частично выдуманы или преувеличены сказителями. Такими историями поднимался боевой дух, воспитывалось национальное самосознание.
Источник: //fb.ru/article/160165/slavnyie-podvigi-russkih-bogatyirey